T19 (англ. 105mm Howitzer Motor Carriage T19) — самоходная артиллерийская установка (САУ) США, созданная в период Второй мировой войны. Была создана Абердинским полигоном осенью 1941 года на базе полугусеничного бронетранспортёра M3, в качестве переходной САУ для скорейшего удовлетворения потребностей армии в самоходных 105-мм гаубицах для танковых дивизий. Серийное производство T19 было начато фирмой Diamond T Motor Car Company в январе 1942 года и было завершено в апреле того же года, с началом выпуска полностью удовлетворявшей требованиям армии САУ M7, всего было выпущено 324 T19.
Несмотря на то, что T19 предполагалась лишь для временного использования до поступления в войска M7, полугусеничная САУ не только активно использовалась для подготовки бронетанковых войск на начальном периоде, но и применялась в боях. T19 применялись танковыми частями США в Тунисской кампании в 1942—1943 годах и были в них заменены на M7 только к началу Сицилийской операции. Большая же часть T19 использовалась в полковой артиллерии пехотных дивизий, также как временная замена до поступления новых буксируемых пехотных орудий M3, однако некоторые части предпочли сохранить САУ и после поступления M3. T19 продолжали использоваться в Итальянской кампании и Южно-французской операции по меньшей мере до 1944 года. T19 была снята с вооружения в июле 1945 года и 90 из оставшихся САУ были переоборудованы в базовые бронетранспортёры.
Вооружение
Основное вооружение T19 составляла модификация 105-мм гаубицы M2A1. M2A1 имела ствол длиной 22,5 калибра, ручной горизонтальный клиновой затвор и гидропневматические противооткатные устройства; длина отката составляла 1066 мм. Пушка размещалась в установке T2 на стандартном лафете полевого орудия в лобовой части боевого отделения. Установка орудия в САУ ограничивала его предельные углы наведения до −5°…+35° в вертикальной и 20° по каждому борту в горизонтальной плоскости, наводка осуществлялась при помощи ручных винтовых механизмов. Наведение орудия при стрельбе прямой наводкой осуществлялась при помощи перископического оптического прицела M16, а при стрельбе с закрытых позиций — при помощи артиллерийской панорамы M12A2 и квадранта M4.
Скорострельность орудия при непрерывной стрельбе составляла 8 выстрелов в минуту в первые полторы минуты ведения огня, 4 выстрела в минуту в первые четыре минуты и 3 выстрела в минуту в первые 10 минут, а за час орудие могло совершить 100 выстрелов. Максимальная дальность стрельбы T19 осколочно-фугасными и дымовыми снарядами, определяемая ограниченным углом возвышения, составляла 10 424 метра. Возимый боекомплект T19 составлял лишь 8 выстрелов, остальная часть боекомплекта перевозилась в прицепе. В боекомплект входили осколочно-фугасные и дымовые снаряды, а также кумулятивные снаряды, пробивавшие 102 мм гомогенной стальной брони на всех дистанциях. Гаубица M2A1 использовала полуунитарные выстрелы для всех типов боеприпасов, кроме кумулятивного, использовавшего унитарные выстрелы с фиксированным зарядом.
Классификация самоходная гаубица Боевая масса, т 9,07 Экипаж, чел. 6 История Производитель Diamond T Motor Car Company Годы производства 1942 Годы эксплуатации 1942—1945 Количество выпущенных, шт. 324 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 6160 Ширина корпуса, мм 1962 Высота, мм 2337 База, мм 3442 Колея, мм 1638 Клиренс, мм 285 Бронирование Тип брони стальная поверхностно закалённая Лоб корпуса (верх), мм/град. 13 / 25° Лоб корпуса (низ), мм/град. 6 / 26° Борт корпуса, мм/град. 6 / 0° Корма корпуса, мм/град. 6 / 0° Крыша корпуса, мм 6, только над отделением управления Щиток орудия, мм/град. 6 Вооружение Калибр и марка пушки 105-мм M2A1 Тип пушки гаубица Длина ствола, калибров 22,5 Боекомплект пушки 8 Углы ВН, град. −5…+35 Углы ГН, град. ±20 Дальность стрельбы, км 10,42 Прицелы перископический M16, артиллерийская панорама M12A2, квадрант M4 Подвижность Тип двигателя рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 147 Скорость по шоссе, км/ч 72 Запас хода по шоссе, км 320 Удельная мощность, л. с./т 16,2 Колёсная формула полугусеничная Тип подвески колёс — независимая на листовых рессорах, гусениц — сблокированная по четыре, на вертикальных конических рессорах Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,30 Преодолеваемый брод, м 0,81
|