М108 (англ. 105mm Self-Propelled Howitzer M108) — самоходная артиллерийская установка (САУ) США, класса самоходных гаубиц. Создана в 1953—1960 годах параллельно со 155-мм САУ M109. Серийный выпуск начался в 1962 году, однако к 1963 году был свёрнут в пользу более мощной M109, всего было выпущено лишь 355 M108. Использовалась войсками США во Вьетнамской войне, но вскоре после неё была снята с вооружения. Поставлялась также Бельгии, Бразилии, Испании, Тайваню и Турции и в большинстве этих стран всё ещё состоит на вооружении, по состоянию на 2007 год. Броневой корпус
Корпус машины разделен на три отделения: силовое (в передней части); отделение управления (в передней части слева) и боевое (в кормовой части корпуса). Для входа и выхода экипажа в кормовом листе корпуса предусмотрен двустворчатый люк.
Башня кругового вращения, полностью закрытая, с большим (2743 мм) диаметром погона. Корпус и башня выполнены из алюминиевого сплава и защищают экипаж от пуль и осколков артиллерийских снарядов.
Вооружение
Основным вооружением является 105-мм гаубица M103, размещённая в башне. Ствол гаубицы - моноблок с навинтным казенником, эжекционным устройством и дульным тормозом. Затвор клиновой полуавтоматический. Ударный механизм затвора механический с дублирующим электроспуском. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника.
Механизмы наведения снабжены ручными приводами. Заряжание ручное, полуунитарными выстрелами. Для облегчения заряжания используются подъемник и досылатель, имеющие гидравлические приводы.
Для наведения гаубицы в цель при стрельбе с закрытых позиций применяется панорамный прицел XM45 и квадрант T33E2, а при стрельбе с открытых позиций - прицел T176E3.
Средства наблюдения
Для наблюдения используются три перископа XM45 (у механика-водителя) и перископ M27 (у командира машины). Для вождения машины ночью применяется прибор (перископ) ночного видения.
Средства связи
M108 снабжена радиостанцией и внутренним переговорным устройством AN/VIC-1.
Двигатель и трансмиссия
Силовая установка - восьмицилиндровый V-образный двухтактный дизельный двигатель GM8V71T водяного охлаждения с турбонаддувом.
Силовая передача - гидромеханическая трансмиссия Allison XT-300-2.
Ходовая часть
Ходовая часть имеет по семь опорных катков с каждой стороны, изготовленных из алюминиевого сплава. Подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами, установленными на каждый опорный каток. Гусеницы резино-металлические со съемными резиновыми башмаками. Ведущие колёса переднего расположения.
Для преодоления водных преград на плаву машина оборудована специальным плавсредством, состоящим из шести надувных прорезиненных поплавков и трех волноотражательных щитов. Движение на плаву обеспечивается с помощью гусениц.
Классификация самоходная гаубица Боевая масса, т 20,9 Компоновочная схема переднемоторная Экипаж, чел. 5 История Годы производства 1962—1963 Годы эксплуатации с 1963 Количество выпущенных, шт. 355 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 6114 Длина с пушкой вперёд, мм 6614 Ширина корпуса, мм 3150 Высота, мм 3279 Клиренс, мм 450 Бронирование Тип брони алюминиевая катаная Лоб корпуса (верх), мм/град. 32 / 75° Лоб корпуса (середина), мм/град. 32 / 19° Лоб корпуса (низ), мм/град. 32 / 60° Борт корпуса, мм/град. 32 / 0° Корма корпуса, мм/град. 32 / 0° Днище, мм 32 Крыша корпуса, мм 32 Лоб башни, мм/град. 32 / 22° Борт башни, мм/град. 32 / 22° Корма башни, мм/град. 32 / 0° Крыша башни, мм 32 Вооружение Калибр и марка пушки 105-мм M103 Тип пушки гаубица Длина ствола, калибров 30 Боекомплект пушки 86 Углы ВН, град. −3…+75 Дальность стрельбы, км 11,5; 15 с активно-реактивным снарядом Прицелы телескопический M118, перископический M42, панорамный перископический M117 Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB Подвижность Тип двигателя V-образный 8-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с турбонаддувом Мощность двигателя, л. с. 405 Скорость по шоссе, км/ч 56 Запас хода по шоссе, км 350 Удельная мощность, л. с./т 17,5 Тип подвески индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами Удельное давление на грунт, кг/см² 0,69 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,55 Преодолеваемый ров, м 1,85 Преодолеваемый брод, м 1,05, плавает с дополнительным оборудованием
|