СМК («Сергей Миронович Киров») — экспериментальный советский тяжёлый танк конца 1930-х годов. Один из последних советских танков многобашенной компоновки (вооружение располагалось в двух башнях). Послужил базой для разработки тяжёлого танка КВ-1. Вместе с однотипным ему опытным тяжёлым танком Т-100 и опытным образцом танка КВ-1 проходил фронтовые испытания в ходе Финской войны — использовался в боях на «линии Маннергейма», где подорвался на мине и впоследствии был эвакуирован. По итогам сравнительных испытаний, выявивших явные преимущества танка КВ-1, СМК не был принят на вооружение (хотя сначала был рекомендован для принятия на вооружение РККА) и серийно не выпускался. Вместо него «в серию» пошёл КВ-1. История создания
Проект тяжёлого двухбашенного танка СМК был разработан специалистами конструкторского бюро СКБ-2 Кировского завода под руководством Ж. Я. Котина в 1938 году. Ведущим конструктором машины на этапе технического проектирования был инженер-конструктор Н. В. Цейц. Впоследствии его заменил А. С. Ермолаев. Опытный образец машины был собран в апреле 1939 года.
Описание конструкции
Первоначально танк должен был иметь 3 башни с пушечно-пулемётным вооружением, расположенные не по продольной оси корпуса, а со смещением: передняя — влево, а задняя — вправо. Передняя башня могла поворачиваться на 270°, а задняя — на 290°, что сужало «мёртвую зону» огня до 440 м² — наименьшую из всех рассмотренных вариантов. Все башни оснащались перископами для наблюдения. В процессе обсуждения макета и проекта танка на заседании ЦК ВКП(б) и Комитета Обороны в декабре 1938 года Сталин предложил отказаться от задней малой башни, а за счёт высвободившейся массы увеличить толщину брони. Отличительной особенностью танка стало двухъярусное размещение пушечного вооружения в двух башнях.
Вооружение и броня
Опытный образец танка, проходивший заводские испытания в начале лета 1939 года имел в большой башне кормовой крупнокалиберный пулемёт ДК, который затем был заменён на ДТ. 60-мм броневая защита могла выдержать огонь 37-47-мм противотанковых пушек, а вооружение обеспечивало массированный и высокоманёвренный круговой огонь.
Боевое применение
Танк предназначался для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно укреплённых оборонительных полос противника и замены тяжёлого танка Т-35. Опытный образец принимал участие в боевых действиях на Карельском перешейке во время Финской войны. Его первый бой произошёл 17 декабря 1939 года в районе финского укрепрайона Хоттинен. На третий день боёв, прорвавшись в глубину финских укреплений, подорвался на мине. Экипаж был эвакуирован, но сам танк простоял за линией фронта до конца февраля. После прорыва линии Маннергейма был эвакуирован в Ленинград на Кировский завод, но так и не был отремонтирован.
Оценка машины
В целом танк отвечал оперативно-тактическим требованиям своего времени. По показателям бронирования, вооружения, тягово-скоростным качествам, проходимости, манёвренности и запасу хода превосходил тяжёлый танк Т-35. Однако были и недостатки — большая масса, значительные размеры и многочисленный экипаж. Классификация Тяжёлый танк Боевая масса, т 55 Компоновочная схема классическая, двухбашенная Экипаж, чел. 7 История Годы производства 1939 Годы эксплуатации 1939—1940 Количество выпущенных, шт. 1 опытный Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 8750 Ширина корпуса, мм 3400 Высота, мм 3250 Клиренс, мм 500 Бронирование Тип брони стальная катаная гомогенная Лоб корпуса (верх), мм/град. 75 Лоб корпуса (середина), мм/град. 75 Лоб корпуса (низ), мм/град. 75 Борт корпуса, мм/град. 60 Корма корпуса, мм/град. 55 Днище, мм 20-30 Крыша корпуса, мм 30 Лоб башни, мм/град. 60 Маска орудия, мм/град. 60 Борт башни, мм/град. 60 Корма башни, мм/град. 60 Крыша башни, мм 30 Вооружение Калибр и марка пушки 1 х 76,2-мм Л-11 1 х 45-мм 20К обр. 1934-1938 гг. Тип пушки танковая Длина ствола, калибров 16,5 (КТ-28)/ 26 (Л-10) Боекомплект пушки 113 х 76,2-мм 300 х 45-мм Углы ВН, град. +35°/-7° (76,2-мм) +25°/-7° (45-мм) Углы ГН, град. 360° (главная башня) 270° (малая башня) Прицелы телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года Пулемёты 4 × 7,62-мм ДТ 1 х 12,7-мм ДШК Подвижность Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения ГАМ-34 Мощность двигателя, л. с. 850 при 1850 об/мин Скорость по шоссе, км/ч 34,5 Скорость по пересечённой местности, км/ч 15 Запас хода по шоссе, км 280 Запас хода по пересечённой местности, км 230 Удельная мощность, л. с./т 15,45 Тип подвески торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,662 Преодолеваемый подъём, град. 37 Преодолеваемая стенка, м 1,1 Преодолеваемый ров, м 4 Преодолеваемый брод, м 1,7
|