Проектировочные работы начались в феврале-марте 1932 года под руководством Н. Козырева на 2-м заводе Всесоюзного автотракторного объединения (ВАТО) в Москве. В основу проекта были положены конструкции аналогичного английского танка (о котором был известен только факт его разработки) и английского трактора (изученного тщательно и частично скопированного).
В начале июля 1932 года опытный экземпляр был передан на испытания. После заводских пробегов и устранения выявленных недостатков, машина была передана для дальнейших испытаний в Кубинку. В результате испытаний, которые продолжались с 2 августа по 29 сентября 1932 года, было сделано заключение, что машина в таком виде не может быть использована как боевая, и направление ее на войсковые испытания было сочтено нецелесообразным.
По результатам испытаний КБ 2-го завода ВАТО разработало второй вариант Т-41 («Т-41 серийный»). Изменения были внесены в конструкцию корпуса, смотровых приборов механика-водителя, гребного винта и привода гребного винта, а также руля. Несмотря на снижение массы танка до 2,95 тонн, его боевые качества остались неудовлетворительными.
Новый вариант танка был выпущен в первой половине 1933 года малой серией в 12 экземпляров.
История использования
Судьба не известна, кроме того, что последний танк был списан в 1935 году. Также планировалось их использовать в ВДВ1
Корпус
Клёпано-сварной из бронелистов толщиной 4-9 мм на каркасе из стальных уголков. Стыки бронелистов герметизированы резиновыми прокладками. От бортовых поплавков конструкторы отказались, придав вместо этого максимальную плавучесть корпусу танка, что увеличило его высоту и поражаемую площадь.
Башня
Круглая, на шариковом погоне, смещена к правому борту. В лобовой части устанавливался полукруглый вращающийся щиток, позволявший поворачивать пулемет на 33° по горизонтали и 24° по вертикали без поворота башни.
Ходовая часть и трансмиссия
Танк был способен плавать со скоростью 4 км/ч (2-3 против течения) и передвигаться по суше со скоростью до 42 км/ч. Относился к малым танкам. Вес — 3 тонны, экипаж — 2 человека, вооружение — 1 пулемет. Был продемонстрирован Тухачевскому и произвел при испытаниях благоприятное впечатление, но найденные затем многочисленные недостатки не позволили принять его на вооружение, оставив лишь опытным образцом, впрочем, серьезно повлиявшим на дальнейшие советские разработки плавающих танков и транспортеров. Классификация лёгкий плавающий танк Боевая масса, т 2,95 Экипаж, чел. 2 История Годы производства 1932—1933 Годы эксплуатации 1933—1935 Количество выпущенных, шт. 12 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 3730 Ширина корпуса, мм 1950 Высота, мм 1840 Клиренс, мм 285 Бронирование Лоб корпуса, мм/град. 9 мм Борт корпуса, мм/град. 9 мм Днище, мм 6 мм Крыша корпуса, мм 6 мм Лоб башни, мм/град. 9 мм Борт башни, мм/град. 9 мм Корма башни, мм/град. 9 мм Крыша башни, мм 9 мм Вооружение Калибр и марка пушки 7,62-мм ДТ Тип пушки пулемет Боекомплект пушки 2142 патрона Углы ВН, град. 24° Углы ГН, град. 33° Прицелы механический Подвижность Тип двигателя ГАЗ-АА, карбюраторный, 4-цилиндровый. Мощность двигателя, л. с. 40 Скорость по шоссе, км/ч 36 (3,5 на плаву) Запас хода по шоссе, км 200 Запас хода по пересечённой местности, км 120 Преодолеваемая стенка, м 0,45 Преодолеваемый ров, м 1,4
|