Легкий плавающий танк СССР, закупленный в Англии . Вскоре был разработан советский Т-37. Проектирование легких плавающих танков в Советском Союзе началось осенью 1931 года, когда УММ РККА получило информацию об испытании в Великобритании амфибии Vickers-Carden-Loyd. Работы поручили Опытно-конструкторскому отделу (ОКМО) завода «Большевик» под руководством С. Гинзбурга. Причем никакими сведениями об английской машине, кроме фотографий и общих тактико-технических характеристик, советские инженеры не располагали. Базой для проектирования первого советского плавающего танка послужил «легкий трактор-тягач Карден-Лойд грузоподъемностью до 3-х тонн» (три таких машины были закуплены у фирмы Vickers еще в 1930 году). Следует сказать, что этот трактор изначально разрабатывался англичанами как сельскохозяйственный или коммерческий и не предназначался для использования в армии. Тем не менее, советские конструкторы использовали ходовую часть и компоновку трактора (с расположением двигателя вдоль правого борта). Сделано это было не случайно - на приводимых в иностранной печати фотографиях амфибии Vickers-Carden-Loyd было хорошо видно, что и на английской машине использовалась ходовая часть по типу легкого
Опытный образец нового танка, первоначально проходившего под обозначением «Селезень», а затем получившего индекс Т-33, был готов к весне 1933 года. В связи с тем, что С. Гинзбург в составе советской закупочной комиссии убыл в Италию, для приобретения образцов бронетанковой и автотракторной техники, завершение работ по проектированию и постройке Т-33 шло под руководством М. Зигеля. В конце марта 1932 года опытный образец танка был изготовлен на заводе «Большевик» и вышел на испытания. Внешне Т-33 во многом походил на английский Vickers-Carden-Loyd. Броневая защита была противопульной, выполненной из листов толщиной 4, 7 и 9 мм. Броневые листы, соединялись заклепками с последующей герметизацией стыков. Для повышения плавучести вдоль бортов устанавливались деревянные коробообразные поплавки, обитые жестью. Изнутри поплавки заполнялись пробкой или сушеными водорослями. На танке устанавливался четырехтактный карбюраторный двигатель "АМО-2" ("Геркулес") жидкостного охлаждения мощностью 63 л.с. (46 кВт). Он вместе с радиатором устанавливался в корпусе справа, трансмиссия - главный фрикцион, коробка перемены передач от автомобиля АМО-3 и бортовые фрикционы - в передней части корпуса. Емкость топливных баков составляла 110 л. Запас хода достигал 200 км. Подвеска блокированная, с листовыми рессорами. Со стороны каждого борта были расположены две двухкатковые тележки. Последние опорные катки выполняли роль направляющих колёс. Поддерживающие катки отсутствовали. Ведущие колёса переднего расположения имели цёвочное зацепление с гусеницами. Экипаж Т-33 - механик-водитель и командир - располагались слева, один за другим. Танк был вооружен 7,62-мм пулеметом ДТ, закрепленным в шаровой установке во вращающейся башне. Поворот башни производился с помощью двух рукояток, приваренных внутри нее. Боекомплект к пулемету составлял 2520 патронов, снаряженных в 40 пулеметных дисках. Для наблюдения за полем боя на башне устанавливался откидной колпак со смотровыми щелями. Ходовая масть машины была изготовлена по образу и подобию английской амфибии Vickers-Carden-Loyd. Движение на плаву осуществлялось при помощи трехлопастного винта и руля. Перед башней устанавливался волноотражательный щиток. В ходе заводских пробегов 3-тонный Т-33 показал на суше скорость до 42 км/ч и до 4 км/ на плаву. В начале апреля 1932 года новый танк был продемонстрирован представителям командования РККА. В своем докладе, датированном 15 апреля 1932 года, один из представителей УММ РККА на заводе «Большевик» сообщал об этом следующее: «Изготовлен первый опытный образец плавучего сверхлегкого танка типа амфибии Карден-Лойд с применением мотора АМО-3 и ходовой части трактора Карден-Лойд. Танк прошел предварительные испытания и был продемонстрирован замнаркома тов. Тухачевскому 10 апреля сего года на Неве, причем показал способность надежно плавать даже в условиях быстрого течения. Скорость 2 - 3 км/ч при движении против течения. После подбора соответствующего винта скорость предполагается увеличить до 7 - 8 км/ч». На М. Тухачевского показ амфибии, уверенно маневрирующей среди плывущих по Неве льдин, произвел очень благоприятное впечатление. Несколько дней спустя, отправляя телеграмму с различными указаниями советской закупочной комиссии в Италию, Тухачевский написал: «Передайте Гинзбургу, что его «утка» плавает и весьма успешно. Результаты испытаний самые благоприятные». Но, несмотря на лестные отзывы Тухачевского и других руководителей Красной Армии, у танка Т-33 оказалось большое количество недостатков и недоработок. Для принятия на вооружение армии эта машина не годилась. Однако опыт по созданию первого отечественного плавающего танка был использован при создании последующих советских амфибий. Боевая масса, т 4,5 Экипаж, чел. 2 История Количество выпущенных, шт. 8 Размеры Длина корпуса, мм 3654 Ширина корпуса, мм 1948 Высота, мм 1843 Клиренс, мм 270 Бронирование Тип брони гомогенная Днище, мм 4 Крыша корпуса, мм 6 Маска орудия, мм/град. 10 (щиток пулемёта) Подвижность Тип двигателя карбюраторный Мощность двигателя, л. с. 7 Скорость по шоссе, км/ч 40 Скорость по пересечённой местности, км/ч 16 Запас хода по шоссе, км 165 Запас хода по пересечённой местности, км 95 Удельное давление на грунт, кг/см² 0,66 Преодолеваемый подъём, град. 30° Преодолеваемая стенка, м 0,5 Преодолеваемый ров, м 1,2 Преодолеваемый брод, м 0,5
|