Разработка началась в 1997 году в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана совместно с КАМАЗ. Первоначально проект предлагался всем силовым ведомствам России. Первым серьезно обратил внимание на БПМ-97 руководитель Федеральной погранслужбы Андрей Николаев. Бронеавтомобиль предполагался для частичной замены (в горячих точках и на опасных участках границы) основного транспорта пограничников — ГАЗ-66. После дефолта 1998 года государственное финансирование прекратилось и работы по проекту затянулись. В 1999 году впервые широкой публике был представлен макетный образец новой боевой машины.
Для компенсации затрат на разработку при малом объеме госзаказов машины были предложены гражданским компаниям. Бронеавтомобили используются для перевозки взрывчатых веществ, денег и ценных грузов.
После получения в 2005 году разрешения на экспорт несколько машин было продано МВД Казахстана и Азербайджана. В процессе эксплуатации у машин был выявлен ряд довольно серьезных дефектов, послуживших поводом к отказу от покупки уже произведенной партии машин (обрыв кардана, поломка рессор, у нескольких машин — трещины в бронелистах). В результате в 2008 году министерство обороны решило выкупить данную партию броневиков. В 2009 году несколько машин БПМ-97 приняли участие в учениях "Запад-2009".
«Дозор» собирается на заводе ЗАО «Ремдизель» в Набережных Челнах. На бронированный кузов производства ОАО «Курганмашзавод» устанавливаются узлы и агрегаты КАМАЗ 4326 4х4.
Конструкция
Конструктивно БПМ-97 представляет полноприводный бронеавтомобиль с несущим сварным корпусом от Курганмашзавода. Автомобиль разделен на моторный отсек и отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего по автомобилю. При создании автомобиля использовались узлы и агрегаты серийного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326. Применение унифицированных серийных узлов и агрегатов позволило упростить процессы производства и ремонта автомобиля, снизить стоимость автомобиля, обеспечить технический осмотр и ремонт техническими средствами, предназначенными для серийных автомобилей и шасси производства ОАО "КамАЗ". Пробег до капитального ремонта составил 270 тыс. километров.
На БПМ-97 установлены два 125 л протектированных бака и дополнительный 20 л бак в бронированном корпусе. Автомобиль оснащен автономным отопителем позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне зависимости от работы двигателя. Так же на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.
Защита и вооружение
Бронирование противопульное. Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из 12,7-мм пулемёта «Утёс» с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м; днище также бронировано. Вооружение монтируется во вращающейся башне. Возможна установка 14,5-мм пулемёта КПВТ или 12,7-мм пулемёта «Корд», 30-мм гранатомёта «Пламя», противотанкового ракетного комплекса.
Модификации
БПМ-97 - модификация для пограничных войск. КАМАЗ-43269 «Дозор» - модификация в БРМ для сухопутных войск.
Эксплуатанты
Бронеавтомобиль состоит на вооружении российской 4-ой военной базы в Гудауте (Абхазия), где используется как автомобиль разведки. На части автомобилей установлено оборудование для запуска легких беспилотных летательных аппаратов.».
Интересные факты
Геометрия корпуса бронеавтомобиля практически полностью повторяет бронекорпус БТР-40 и очень схожа с геометрией корпуса французского бронеавтомобиля времён Второй мировой войны AMD Laffly 80, трофейные экземпляры которого использовались Вермахтом под наименованием Panzerspahwagen Laf 202(f).
В 2009 году на форуме сайта radikal.ru была опубликована схема 3-х и 4-х осных броневиков аналогичной конструкции. Кроме этого, на базе БПМ-97 разработана плавающая разведывательная машина, созданная по предложению командующего ВДВ. Существование разработок по данной теме подтвердил в своих статьях в журнале "Новый Оборонный Заказ" главный конструктор Научно-производственного центра «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана к.т.н. С.Д. Попов. В
Параллельно под руководством директора программы «Специальные автомобили» ОАО «КамАЗ» Р.А. Азаматова ведется разработка теме "Бронеавтобус" (бронешасси) 6x6 на узлах и агрегатах шасси «КамАЗ».
В 2011 году КАМАЗ вместе с Урал представил новое универсализированное семейство корпусных и модульных бронеатомобилей "Тайфун", в связи с этим дальнейшее развитие проекта «Выстрел» было признано нецелесообразным. Тип: Бронеавтомобиль Страна: Россия Характеристики Масса, кг: 10500 Бронирование: противопульное Тип и модель двигателя: дизельный, КамАЗ-740.10-20 V8 Скорость, км/ч: 90(шоссе) Мощность двигателя, л.с.: 240 л.с. (177 кВт) Запас хода, км: 1100 Подвеска: рессорная Основное вооружение: 14.5-мм пулемёт КПВТ или 12.7-мм пулемёт «Корд» Дополнительное вооружение: 30-мм гранатомёт «Пламя» Длина, мм: 5300 Ширина, мм: 2500 Высота, мм: 2300 Экипаж (расчёт): 2 (+8 десант)
|