ВСЕ О БРОНЕТЕХНИКЕ
Пятница, 19.04.2024, 01:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | БРОНЯ | Регистрация | Вход
ТАНКОДРОМ

Категории раздела
Лёгкие танки [13]
Средние танки [4]
Тяжёлые танки [4]
Танкетки [0]
Крейсерские танки [1]
Основные боевые танки [4]
Пехотные танки [3]
Плавающие танки [0]
САУ [0]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Французская бронетехника » Пехотные танки

Char D1

Чар-D1 является предварительным Второй мировой войны французский танк. 


Французский план 1926 для создания легкого пехотного танка поддержки привело к развитию существующих Renault НС1 прототип в Чар-D1. Тип был произведен между 1931 и 1935 года в число 160. Существовал предварительного серии 10 транспортных средств, а позже 150 стандартных транспортных средств были построены. До 1936 автомобилей были оснащены FT 17 башнями, потому что предназначена башни ST2 литые еще не были готовы. ST2 башни был вооружен краткое 47mm SA34 пушка с коаксиальным 7.5mm MG. Корпуса осуществляется 7.5mm М. в носовой части. Типа не служить в качестве танка поддержки пехоты, как это первоначально планировалось, а как основной боевой танк Франции в начале тридцатых годов, оно было быстро прекращено в 1937 из-за механической ненадежности.

После Первой мировой войны, Франция обладает очень большой парк FT 17 свете поддержки танков пехотой. Хотя многие из них были проданы в другие страны, более 2800 остались. В отличие от Соединенного Королевства, что сильно сократило свои бронетанковые войска и слом любой избыточной бронетехники, Франция поддерживает большое количество активных или резерва бронетанковых войск (с органическими численностью около 1260) и всех остальных 17s FT были в исправном состоянии. Это означает, что в начале двадцатых годов Франция самых сильных и самых современных бронированных силы в мире, но этот факт привел в состояние самоуспокоенности: разработка новых моделей танков не рассматривалась как крайне необходима, и потому, что бюджетные ограничения бы для ближайшем будущем запретить любые танкового производства в любом случае. Когда в 1922 году Генеральной Жан-Батист Эжен Этьен заключили официальное исследование, содержащий руководящие принципы для долгого срока танка, не были предусмотрены ассигнования для любого нового легкого танка пехота.

FT Kégresse

Тем не менее, существующие FT 17s, хотя, показав себя весьма эффективным в позиционной войне, не были хорошо адаптированы к условиям мирного времени. Основная проблема заключается в их низкой максимальной скорости, что требует использования специальных перевозчиков танка, когда транспортные средства пришлось перенести за пределами своей базы и, что делало их принципиально непригодными для патрулирования службы в колониях . Поэтому было принято решение, чтобы изменить количество существующих транспортных средств путем установки их более эффективной подвески. Первые модификации были Kégresse FT-типа, в котором участники приостановления Kégresse вездеход , оснащенный специальной резины армированного трек. В 1925 году 42 автомобилей были перестроены таким образом и развернута в 1926 году во время берберского восстания в Марокко . Изменение позволило максимальную скорость 17 км / ч, но опыт работы на местах показали, что дорога была обязана вдруг щелкая с максимальной скоростью часто катастрофические последствия и изменения в проект Таким образом, прекращено. Девять FT Kégresse автомобилей была продана Югославии , от пяти до Польши .

Renault NC

Между тем Луи Рено был в 1923 году получили заказ на постройку двух прототипов, как параллельный проект изменений, с завода Renault NC назначение, она должна не только функция улучшения подвески, но и сильный двигатель. Как "FT", НК "является простой код, лишенной всякого смысла. Второй прототип должны быть завершены в декабре 1925 года, и поэтому был назван НС2 был оснащен сильно изменение Kégresse с листовыми рессорами и 62-сильный двигатель. Он имел в качестве альтернативного назначения Renault modèle 24/25, потому что Renault предложил построить его в качестве возможного "быстрый танк", как указано в плане 1924 французской кавалерии. Эта линия развития была прекращена однако. Первый прототип будет готов, поэтому назвал НС1, была совсем другая подвеска, с 12 колесами и три больших вертикальных спираль пружины с каждой стороны. Это позволило на максимальную скорость 18,5 км / ч, что делает его в 1926 году быстрый французский танк никогда. 

Этот проект по-прежнему в первую очередь предназначена, чтобы привести к изменению предложения по восстановлению существующих FT 17с. В 1926 году выяснилось, однако, что Чар-де Батай проекта, что впоследствии приведет к Char B1 , был превратиться в гораздо более тяжелый танк, чем на первом предполагалось. Это было бы невозможно добиваться этого тяжелым дизайн в достаточном количестве, и, следовательно, характеристики были сделаны в план 1926 от инфантерии нового Леже Чар d'accompagnement d'пехоты, "легкого танка поддержки пехоты". Renault сразу же попытался предложить свои НС1, который теперь называется Renault modèle 26/27, в качестве логического кандидатом на эту роль. 

Renault также пытался открыть зарубежные рынки. В 1928 году он продал один прототип NC в Швеции , там назвали Stridsvagn fm/28, в 1929 10 транспортных средств, Японии , там называется Renault Оцу-Гата ("тип B"), а 24 были, по некоторым данным поставляться в Польшу , оснащены 25 мм бортовую броню, в результате чего вес от 7,5 до 9,5 тонн. В начале тридцатых годов ни один танк был доставлен в Грецию . Все эти машины были более поздних авторов отнести под названием NC27, это не современное обозначение однако.

NC31

В 1928 году Renault удалось в своей попытке получить его Renault NC приняты в качестве основы для дальнейшего развития легкой пехоты танк, он получил заказ на строительство двух прототипов. Армии назвал проект Чар D, Renault использовал обозначение NC28. Из двух прототипов, первый был оснащен двойной башне пулемет SRA Чар Батай де-прототипа. Кроме того, новая система подвески была проверена включения специальных синель Леджер ("светлый путь") по проекту полковника Балленд, который был оптимизирован для высоких скоростей. Так как это транспортное средство было производным от НС1, позднее было указано с обозначением НС2, создавая путаницу с раннего проекта с таким именем, многие его книги, предполагается, они были одного и того же транспортного средства. Армии сделали выбор марта 1929 для второго прототипа, НС3 пушка, и приказал предварительно серии 10 автомобилей в декабре 1929. Они имели обозначение завода Renault NC31 после предполагаемого года поставки. Renault было просто построить корпуса по цене 400 тысяч франков каждый; литой башни были, как обычно во Франции, отдельно заказать с компании Шнайдер, они были ST1 типа (Schneider Торел 1). Поскольку эта башня была гораздо шире, чем FT 17 башни используются на все предыдущие модели NC, Renault расширить корпуса соответственно; типичные сужающиеся нос точки FT 17 были прекращены. 10 корпусов были доставлены в период с мая по ноябрь 1931: после перерыва в 10 лет, после сдачи последнего Char 2C в 1921 году, французский серийное производство танка на внутренний рынок, таким образом, возобновляется. 

10 серии корпусов предварительно были протестированы 503e полк-де-де борьбе букв. Многие недостатки были обнаружены комиссией по Бурже, французский военных материалов пехотной комиссии. Руководящий было трудно, подвеска слишком слаб, и выхлопные трубы перегретого моторного отсека. Тем не менее вид был принят для массового производства - комиссия не было большого выбора в этом, как основной серии уже был отдан приказ - при условии, что изменения были внесены. Странно сжал ST1 башни, первым 10 из них были поставлены в ноябре 1930 года была отклонена, хотя как неприемлемо стесненных и несбалансированным. Чтобы это предотвратить, каждый раз, когда пистолет был загружен, затвор должен быть опущен в боевом отделении или иного тура не может быть сунул в, основным вооружением были помещены в самой позиции вперед. ST1 башни поэтому снова удаляется из первых автомобилей 10.

Чар-D1

На 23 декабря 1930 первый порядка 70 основных серийных автомобилей было сделано, после чего 12 июля 1932 года второго порядка 30, последний заказ на 16 октября 1933 было 50 транспортных средств, на общую сумму 150, поставлено в период с января 1932 и в начале 1935 года по цене от 375 000 франков за корпусом. Включая NC31s серийные номера были 1,000-1,160. Завод назначение еще Renault NC. 

Серия автомобилей было много усовершенствований: Кливленд дифференциальных ; 74 л.с. вместо 65 л.с.; выхлопные трубы были правы, не через машинное отделение, не было поддержки катков, установленных для предотвращения резонанса в верхней трек перспективе; Топливный бак был увеличен до 165 литров и нового радиатора была установлена. 

В мае 1930 года Renault было предложено разработать две производные типы, D2 Чар и Чар-D3 ; оригинальный символ D в настоящее время получил назначение, как символ D1.

Бельгийский производственных планов

В 1931 году в целом было ожидать, что Бельгия скоро начнется заменить ее старение FT 17с. Раннее 1932 бельгийская компания Кокрил , базирующейся в Seraing около Льежа , подошел Renault сообщить, может ли он принять символ D в лицензионные производства, исключительно для бельгийского рынка. Луи Рено в свою очередь от 25 марта 1932 попросил разрешения Министерства обороны Франции, чтобы Кокрил для производства французских танков, утверждая, что тесные военные связи между двумя странами выступает за такое обязательство. На 13 апреля Министерство ответил, что Renault, казалось, забыл указать, к какому типу именно просить его касаются, хотя этот вопрос был весьма актуальна ", учитывая секретный характер представлены некоторые из ваших военных материалов". Три дня спустя Renault признался, что он сослался на Чар-D ", старшего военных материалов, очевидно, не будучи в состоянии Интересно, что народ". В этом случае министерство ответило, 21 апреля, то к сожалению, было удержать его на то разрешения: нет типов более современной, чем Renault FT или NC могут быть предназначены для лицензионного производства. Основное возражение, что секреты технологии литой брони ST-башни, не должны подвергаться риску. 

Renault попытались добиться отмены этого решения, лоббируя его контакты армии. 26 апреля он отметил, что генерал Морис Гамелен обещал использовать свое влияние для продвижения в проекте Renault, а на следующий день, однако, выяснилось, что заместитель начальника генерального штаба генерал Джозеф-Edouard-Эме Думенк наложил вето на идею, с Аргумент, что, помимо тайны проблемы, лучше было держать занятости во Франции. Renault протестовал, что Бельгия не будет импортировать танков во всяком случае, в силу своего платежного баланса, трудностей и что "если мы не сделаем это, Викерс воли ", однако 29 июня было представить Кокрил, что эти планы не удалось приступить, он предложил что Бельгия просто импортировать его танки, а на самом деле это действительно британская компания "Виккерс который моделей будут приняты во лицензионного производства Бельгии. 

Описание

Чар-D1 в FT 17 родословной можно увидеть с наклонной палубе двигателя и профиля боковые пластины брони, это также по-прежнему довольно узкий автомобиль, только 2,16 метра. Ее длина составляет 5,76 метра с хвостом. Приковано бортовой брони 30 мм на вертикальных поверхностях, 10 мм сверху и снизу. NC31 представил 10 мм защитную пластину для приостановления единиц; нижней стороне корпуса брони под ним, вероятно, 16 или 25 мм - точные данные были потеряны. Для своего времени Чар D1 относительно хорошо бронированный, в результате чего корпус только весит 11 тонн, а более тяжелые, чем типичный легкий танк периода. 74 л.с. V-4 двигатель 6,08 литра оказывает максимальную скорость 18,6 км / ч, диапазон 90 километров, она может подняться на 110 см препятствия и 50% уклон, кросс 220 см траншею и вброд через 90 см воды. Типа таким образом, была относительно хорошей мобильности начале тридцатых годов. В корпусе два члена экипажа. Во-первых, водитель, который, как и с FT 17, сидит внизу большая двуспальная люки, которые образуют нос пластин. Он может действовать через стальной кабель, фиксированные 7,5 мм пулемет Рейбел низких в нос, то есть почти полностью скрыты за броней. Второй член экипажа работает радиоприемник с правой стороны боевого отделения, множество время ER (Émetteur-Récepteur или "излучатель-приемник") 51 для NC31s и ER52 или 53 для серии автомобилей. В правой части двигателя палубе весьма своеобразной и надежный каркас антенны установлены, свою точку высокий транспортного средства на 2,4 метра. Это затрудняет полное вращение башни справа, ограничив общее движение около 345 °. Радист также оказывает помощь в заряжание пушки, путем передачи раундов взяты из боеприпасов нагрузки от 76 до третьего члена экипажа, командир, расположен в башне. 

Как ST1 типа башни была отклонена, новый 1 необходимо было разработать. Пока он был готов все 160 Чар-D транспортные средства были временно установлены с существующими FT 17 башнями, взятые из FT 17 военных материалов резерва. Две новые конструкции башни были предложены Шнайдер. ST3 представляет собой изменение ST1. Для решения проблемы баланса, этот тип был бронированный расширения на задней панели, с большим квадратное отверстие. Люк в задней части основной брони могут быть открыты через квадратное отверстие расширением, обеспечивая больше возможностей для командира, который, при эксплуатации ружья, будет по-прежнему пользуются некоторую защиту от стрелкового оружия, без веса наказание большие башни. Военных материалов комиссии судить эту систему, хотя и гениальной, который будет очень непрактично - он сделал башни более уязвимы именно в тех ситуациях, когда, скорее всего, пострадают: при борьбе с врагом, - и решил принять вес казни, выбрав альтернативный ST2, что это просто большие башни, которые больше места в задней части, весом 3 тонны. Тем не менее один предсерийный автомобиль был оснащен ST3 для проведения испытаний, а затем использовать в этой конфигурации водителем школы. 

Это ST2 башни была очень сложной геометрии с много ловушек выстрел. Отчасти это было вызвано большой diascopes выступающие по бокам, а также в результате воздействия командира работать на трех уровнях высоты: он должен был лечь, чтобы оценить его окружение через купол, был люк вперед наблюдения, что он может выглядеть через стоя в обычном положении и вынужден был присесть, чтобы управлять 47 мм пушкой SA34 справа от него и коаксиальный 7,5 мм пулемет влево. На нижнем уровне имеет свои собственные расширения, где лишняя комната была найдена в передней части башни, чтобы довести машину с пушкой вперед, в то время втягивания пушки, тем самым улучшая баланс еще больше. Само собой разумеется, армия весьма критически этой общей договоренности, но она не может быть отклонена как поставки были уже сильно задерживается: первая замена башни были установлены лишь в начале 1936 года. 

ST2, весом 1788 кг, принес общим весом до 14 тонн и стоимостью 100 тысяч франков за штуку, общая стоимость автомобиля в 475 000 франков. Чар-D1, таким образом, ни света, ни особенно дешевые, в результате чего компания Хотчкисс предложить разработки более соответствующей роли массовое производство легких танков пехота, предложение в конечном счете приведет не менее чем в три типа производства: Хотчкисс H35 , Renault R35 и FCM 36 . Однако, даже в 1926 проект был рассматриваться в качестве более дешевой альтернативой Чар B не как чистый легкий танк пехоты, политическая ситуация в начале тридцатых годов заставит Чар D1 полностью в роль Чар-де Батай или " боевой танк ".

Оперативная История

Чар-де-Батай

В 1932 Чар-D1 является наиболее - на самом деле только - современный танк военных материалов, имеющихся в распоряжении французской армии. Таким было и речи делегировать такого рода роли простого поддержки пехоты. В настоящее время она должна функционировать как Чар-де Батай, с главной задачей борьбы с врагом доспехи, как было показано выбор для 47-мм пушкой и наличие радиоприемников. 10 NC31s были использованы для подготовки водителей, а другие транспортные средства были выделены три батальона, по одному в 507, 508 и 510 РСС, элитных танковых частей. Поскольку угроза войны постоянно увеличивалось, сначала советского военного строительства, а потом из-за перевооружения Германии, современным оборудованием, должен был показать иностранным державам, что Франция по-прежнему силу с которой надо считаться. Для получения полков нового танка, это был крайне разочарован тем не менее. Основной причиной этого, кроме того, что устаревшие FT 17 башнями были быть использованы в течение первых четырех лет, заложенные в самой бедной механической надежности. В марте 1934 года, когда 110 автомобилей были поставлены, было сообщено, что 17 из них уже изношены и был вынужден вернуться на завод для полного восстановления, из оставшихся 93, 62 не являются работает, так и существенные недостатки. Прожогов тормозов и передач было общим; броневые листы были согнуты из формы, потому что шасси не достаточно жесткой, их регулярно щелкая заклепки. Основной причиной этого было то, что команда дизайнеров Renault, как правило, решить вопрос, как объединить низкий вес при низкой стоимости, применяя слабые компоненты низкого качества стали: другие проекты, как Renault AMR 33 , АМС 35 и Чар-D2 пострадали от сопоставимых проблемы. В 1935 году большая программа технического обслуживания стала улучшаться Чар D1 механическая надежность, но когда Марта 1936 элитных подразделений было спешить на немецкой границе, в ответ на кризис Рейнланд стало мучительно ясно, каким образом бедные их готовности до сих пор было. Новые башни ST2 только ухудшила ситуацию: стакан diascopes был обнаружен разрушить путем простого вождения, не было AP-выстрел доступны, за исключением примерно 20 цистерн с морской 47-мм пушку, потому что установлены регулярные SA34 было хватает; боеприпаса стойки до сих пор не изменилась провести больше раундов. SA34 был слишком слаб, пистолет все равно, но башни был слишком мал, чтобы быть приспособлены к гораздо более мощный 47 мм SA35. Анализ событий привели армию к выводу, что она должна избавиться от как можно скорее от беспокойного техники. Хотя некоторые изменения были осуществлены, такие, как изменились основания антенны, которые не препятствуют башни вращения 1937 году, когда новые типы были доступны все Чар D1S в континентальной Франции было прекращено, за исключением NC31s.

В эмиграции

Чар D1S были затем отправлены в пункт назначения типичной французской армии боеприпасов, которые устарели, но слишком ценно, чтобы быть отменены: в колониях. В 1937 году они прибыли в Северной Африке, чтобы там в три новых батальона, 61, 65 и 67 BCC, для противодействия угрозе Италии вторжения и захвата Туниса. Как органических сила каждого батальона 45 и один танк был использован для создания радио-танка, 14 Чар D1S было выделено материальных средств резерва. Примечательно, что в связи с тем, что даже резерв такого размера было недостаточно ввиду неудовлетворительного надежность, единица кавалерии, 5e егерского был допущен к соответствующим 20 цистерн, предназначенных для собственного использования, без надлежащего разрешения для этого.

Возвращение во Францию

В мае 1940 года, во время падения Франции , было решено в честь немецкого успех Fall Gelb, чтобы укрепить континентальной Франции с северо-африканских батальонов. Как и следовало ожидать, готовность Чар D1S к тому времени только ухудшилась. Было принято решение сконцентрировать все 43 оперативных транспортных средств, имеющихся в 67 BCC, первый блок будет отправлен во Францию. Как Италии еще не объявили войну, батальон достигнуто Франции в относительной безопасности в начале июня. 

На 9 июня главный удар Fall Рот начал и на 11 июня немецкие Panzerdivisionen достигли прорыва. Чтобы прикрыть отступление, 67 BCC по 12 июня усиленный сенегальского шестой механизированной пехотной дивизии обороны деревни Souain , положение блокировки 8. Panzerdivision. Батальон отразил первую немецких атак, уничтожив четыре вражеских танка. Когда он выполнил фланговые атаки, после официального назначения тактическая доктрина, что лучший способ обороны было использовать "шок эффект" бронированные контрудара, она сама по себе удар во фланг по 37mm противотанкового огня и потеряли семь транспортных средств без какой-либо выгоды. Дальнейшее немецкой атаки были отбиты, снова уничтожить несколько вражеских танков. Когда выяснилось, что немцы убили всех черных военнопленных, она решила попробовать себя вывод на юге в ночное время. Во время этого отступления батальон попал в засаду, потеряв все свои автомобили. 

Из 43 Чар D1S, участвующих в кампании, 25 были полностью уничтожены 18 попали в плен к немцам и с учетом назначения Panzerkampfwagen 732 (F). Существует нет документированных немецкий использования техники.

СРАЖЕНИЕ

Под условия перемирия, Франция, в принципе, разрешено сохранить свои оставшиеся (на самом деле 106) Чар D1S в Северной Африке. Вместе с тем чистый танковые, такие, как танковые батальоны, должны были быть распущены, и только 62 танков были разделены между 2 и 4 егерского d'Африки, около 40 и 20 соответственно, плюс 2 цистерн, предназначенных для подготовки водителей. Это создает проблему для егерского 5e, которые все еще имели 20 подпольных транспортных средств, и только 86 транспортных средств не поступало. Когда итальянские контрольной комиссии перемирия посетили, эти танки были успешно скрывается за стабильным сумасшедший лошадей. 

После операции факел французских войск, вернулся в НАТО. Остальные Чар D1S сосредоточена в бригаде Леджер mécanique и сражались в битве Кассерин Пасс , даже уничтожить Panzerkampfwagen IV , который был довольно подвиг с учетом низкого потенциала борьбы доспехи из 47 мм пушки SA34. Фотографии показывают, что радио-кадр был снят. В марте 1943 года все 17 выживших Чар D1S было прекращено в пользу танка Валентина . Сегодня ни один символ D1 выживает; только существующих связанных транспортного средства 1 "NC27" в Швеции.

Символ обсерватория

Для обеспечения надлежащей координации между танков и артиллерии в современной войне маневр, хорошее радио имеют важное значение. План 1934 от инфантерии, с изложением будущей танка, поэтому предвидел производства специальный резервуар радио, Чар-обсерватория, что не было, поскольку его название можно предположить, само транспортное средство наблюдения артиллерия, но был вынужден передать информацию, полученную с помощью реальных транспортных средств наблюдения Renault Ю.С. типа, артиллерийских подразделений. В начале 1937 года в 507 РСС, Шарль де Голль полка "с, одной Чар-D1, с серийный номер 1016, был восстановлен в качестве таковых. Его башни был снят и заменен восьмиугольные надстройки на правой стороне, освобождая место для дополнительных ER51 междугородной радиоприемник на левой стороне корпуса. Только один автомобиль экспериментально изменение таким образом. После войны он долгое время считалось, что оставшиеся в живых фотографий этого автомобиля показали предполагаемой танк команды Чар полковник.

Char de bataille D1A
Классификация пехотный танк
Боевая масса, т 12
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 2
История
Количество выпущенных, шт. ок. 100
Размеры
Длина корпуса, мм 5770
Ширина корпуса, мм 2160
Высота, мм 2390
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 30
Борт корпуса, мм/град. 30
Корма корпуса, мм/град. 30
Днище, мм 10
Вооружение
Калибр и марка пушки 37-мм SA18 L/21
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 21
Боекомплект пушки 112
Пулемёты 1 × 7,5-мм FM24/29
Подвижность
Тип двигателя рядный 4-цилиндровый карбюраторный
Мощность двигателя, л. с. 65
Скорость по шоссе, км/ч 18
Запас хода по шоссе, км 90
Удельная мощность, л. с./т 5,4
Тип подвески сблокированная попарно, на спиральных рессорах


Категория: Пехотные танки | Добавил: ucoz (13.05.2010)
Просмотров: 1627 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz
    МАТЕРИАЛ ЧАСТИЧНО ВЗЯТ И ПЕРЕВЕДЕН С wikipedia.org