ВСЕ О БРОНЕТЕХНИКЕ
Четверг, 24.08.2017, 04:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | БРОНЯ | Регистрация | Вход
ТАНКОДРОМ

Категории раздела
Лёгкие танки [14]
Средние танки [19]
Тяжёлые танки [24]
Танкетки [3]
Крейсерские танки [0]
Пехотные танки [0]
Плавающие танки [7]
САУ [18]
Основные боевые танки [7]
Ракетный танк [5]
Противотанковые САУ [22]
Огнемётные танки [9]
летающий танк [2]
БМП, БМД, БРДМ и аналогичные [13]
БТР [9]
Бронеавтомобили [28]
Бронированные тягачи [7]
Зенитные самоходные установки (ЗСУ)(ЗРК) [11]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » СССР и Россия бронетехника » Плавающие танки

Т-38

Т-38 — советский малый плавающий танк (в документах иногда также именуется танкеткой). Эта боевая машина была разработана в 1936 году на основе танка Т-37А и по существу являлась его улучшенной версией. В ходе серийного производства с 1936 по 1939 год было выпущено 1340 Т-38. В Рабоче-крестьянской Красной армии они предназначались для задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Т-38 массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года, Советско-финской войны 1939—1940 годов и в боях начального периода Великой Отечественной войны. Единичные уцелевшие танки этого типа воевали на фронте вплоть до 1944 года включительно, а в тыловых учебных частях и подразделениях они применялись вплоть до окончания войны.

История создания

Плавающий танк Т-37А, принятый на вооружение РККА в 1932 году и серийно производившийся с 1933 года, стал первой массовой советской боевой машиной этого типа. Однако уже первый опыт войсковой эксплуатации показал его многочисленные недостатки — слабые защищённость и вооружение (следствие водоходной способности), ненадёжность трансмиссии и ходовой части, недостаточную плавучесть, а также малый запас хода. Как результат, КБ завода № 37, занимавшееся разработкой плавающих танков, получило поручение на создание нового танка на базе Т-37А, лишённого наиболее существенных его недостатков. Главным конструктором новой машины стал Николай Александрович Астров, имевший к тому времени опыт в разработке опытного плавающего танка ПТ-1 и модернизации серийных Т-37А.

Работы над проектом танка под заводским индексом «09А» начались в конце 1934 года, а уже в июне следующего опытный образец машины, получившей к тому времени армейское обозначение Т-38, был передан на государственные испытания. Компоновка нового танка осталась в целом прежней, но башня теперь располагалась на левой половине корпуса, а рабочее место механика-водителя — на правой. Т-38 имел аналогичную своему предшественнику форму броневого корпуса, но стал значительно шире и ниже. Башня была заимствована у Т-37А без значительных изменений. Доработке подверглись также трансмиссия и конструкция тележек подвески.

Несмотря на все эти улучшения, на испытаниях новый танк опять показал низкую надёжность, регулярно ломаясь и больше простаивая в ремонте, нежели проходя испытания. Тем не менее Т-38 явно превосходил своего предшественника и по результатам продолжавшихся до зимы 1935 года испытаний 29 февраля 1936 года был всё же принят на вооружение с незначительными доработками.

Серийное производство

Первая небольшая серия Т-38 была изготовлена на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) в конце 1935 года, к 1 февраля 1936 года ГАЗ выпустил 40 танков, из которых военной приёмкой было принято 36 машин. На этом производство Т-38 на ГАЗе было окончено, а его выпуск был продолжен на заводе № 37 с весны 1936 года; к лету новый танк полностью сменил Т-37А на сборочных линиях. Со второй серии в конструкцию трансмиссии танка было внесено важное изменение — автомобильный дифференциал заменили на бортовые фрикционы. В сентябре — декабре того же года серийный танк, доработанный с учётом опыта прототипа, успешно прошёл испытания на гарантийный пробег. Вместе с тем, в отчёте о результатах испытаний отмечались прежние недостатки новой машины — малый запас плавучести, недостаточная энерговооружённость, склонность к сбросу гусениц, недостаточная амортизация подвески и неудовлетворительное размещение экипажа.

Всего к концу 1937 года было выпущено 1063 линейных Т-38 и 165 оснащённых радиостанциями. В 1939 году, уже после принятия на вооружение Т-38М, из задела бронекорпусов выпуска 1937 года были собраны дополнительные 112 линейных Т-38; таким образом, общее число выпущенных машин дошло до 1340.

Т-38М

Уже в 1937 году конструкторскому бюро завода № 37 поручили модернизировать танк, чтобы устранить выявленные недостатки, повысить его боевые качества, а также снизить стоимость за счёт унификации ряда деталей с лёгким полубронированным артиллерийским тягачом «Комсомолец». Однако ослабленное тогдашними репрессиями КБ (одним из их поводов послужили неудовлетворительные отзывы о Т-38 из армии), занятое работами по организации серийного выпуска «Комсомольца» и разработкой нового колёсно-гусеничного плавающего танка Т-39, не могло быстро выполнить поставленный приказ. Два опытных образца модернизированного Т-38 удалось подготовить к испытаниям только весной 1938 года. В этих машинах были реализованы следующие улучшения:
на 25 % была увеличена мощность силовой установки — вместо мотора ГАЗ-АА (40 л. с.) на танк установили 50-сильный двигатель ГАЗ М-1;
трансмиссия (за исключением бортовых передач) была унифицирована с тягачом «Комсомолец»;
от «Комсомольца» также заимствовались ведущее колесо и тележки подвески;
введена новая гусеничная цепь с увеличенным гребнем и упрочнёнными пальцами;
для лучшего охлаждения мотора увеличено сечение воздухопритоков и поставлен радиатор от «Комсомольца»;
введено дублированное управление танком у командира машины;
установлен дополнительный топливный бак от тягача «Комсомолец»;
увеличен боекомплект пулемёта на 10 магазинов или 630 патронов.

Различия между опытными Т-38М-1 и Т-38М-2 имелись, но они не были большими. В частности, у Т-38М-1 по сравнению с Т-38 борт повысили на 10 см (соответственно водоизмещение на 600 кг), для уменьшения продольных колебаний машины ленивец опустили на 13 см, а также оснастили танк менее массивной радиостанцией. У второго опытного образца, Т-38М-2, высоту борта увеличили только на 7,5 см (водоизмещение — на 450 кг), а положение ленивца оставили прежним[.

Хотя в целом эти улучшения дали на испытаниях ощутимый положительный эффект, там же вновь проявилось множество мелких дефектов в конструкции. Этого оказалось достаточно, чтобы главный конструктор завода № 37 Н. А. Астров был арестован, и в отношении него началось следствие. В течение нескольких месяцев он доказывал свою невиновность, что, в итоге, возымело действие — с него были сняты обвинения, и он вернулся на свой пост главного конструктора завода № 37. Разработанный же под его руководством модернизированный Т-38М в январе 1939 года был принят на вооружение РККА. По своей конструкции серийный Т-38М был «гибридом» обоих опытных образцов — он имел корпус от Т-38М-1 с радиостанцией, но ходовая часть заимствовалась от Т-38М-2. Дополнительно Т-38М оснащался улучшенной башней, бо́льшим боекомплектом и огнетушителем.

Начало серийного выпуска Т-38М было запланировано на февраль 1939 года, но на пути возникли бюрократические препятствия в виде требуемых согласований с Народным комиссариатом обороны и Народным комиссариатом внутренних дел. По ходу этой переписки ГБТУ изменило свои взгляды на малый плавающий танк — отказалось от колёсно-гусеничного Т-39 и признало очень перспективным проект «010», разработанный на заводе № 37 под руководством и с прямым участием Н. А. Астрова. «Десятка» получила армейское обозначение Т-40 и по совокупности своих боевых свойств и модернизационного потенциала была несравнимо лучше, чем Т-38М. Поэтому выпуск последнего ограничился только, по разным данным, 10 или 15 машинами в 1939 году, после чего завод-изготовитель окончательно переключился на разработку и доведение до серийного производства нового Т-40, окончательно прекратив работы по совершенствованию Т-38.

Дальнейшее развитие
 

Ввиду большого числа выпущенных Т-38, ряд сторонних по отношению к заводу № 37 конструкторов и организаций продолжали и дальше заниматься усовершенствованием машины. Направления технических поисков определялись в первую очередь недостатками танка, в частности, слабым вооружением и неэффективной подвеской. Для усиления огневой мощи Т-38М конструктор П. Шитиков разработал увеличенную коническую башню с крупнокалиберным пулемётом ДК. Опытный образец такой башни даже изготовили из неброневой стали, но впоследствии интерес к проекту исчез, и башню утилизировали на металл. На заводе № 185 инженер В. Куликов реализовал на одном из серийных Т-38 торсионную подвеску тележек, но из-за невозможности соосного использования длинных моноторсионов ему пришлось задействовать короткие составные торсионы. Короткий составной торсион показал недостаточно хорошие результаты и, несмотря на большую перспективу торсионной подвески в целом, такой её вариант был отвергнут.

Последними предложениями по усовершенствованию Т-38 были проекты по усилению его бронезащиты и огневой мощи уже после начала Великой Отечественной войны. Катастрофическая убыль танкового парка РККА заставила изыскивать пути повышения боевых качеств даже устаревших машин. Уцелевшие Т-38 планировалось перевооружить на 20-мм автоматическую танковую пушку ШВАК-Т (позднее обозначение ТНШ), один опытный танк Т-38Ш с таким орудием даже участвовал в испытаниях, но быстро сломался. Кроме того, 20-мм снаряды считались избыточными по силе и слишком дорогими для целей борьбы с пехотой противника, а спаренного пулемёта Т-38Ш не имел. Это соображение, а также большие потери Т-38 привели к отмене дальнейших работ в этом направлении. Та же судьба постигла проекты усиления защиты Т-38 путём экранирования броневыми листами или железобетоном.

Работы по авиадесантированию

Вместе с танкеткой Т-27 и более ранней моделью плавающего танка Т-37А, Т-38 в 1938—1939 гг. активно использовался в опытах по его авиадесантированию посадочным способом. Небольшие габариты и масса танка позволяли его перевозку под фюзеляжем тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 между тележками шасси. В таком виде танк был не один раз запечатлён на фотографиях конца 1930-х годов, в том числе и на войсковых учениях.

При десантировании Т-38 посадочным способом возник ряд специфических проблем — масса танка превышала максимальную бомбовую нагрузку ТБ-3, что давало высокий риск поломки шасси. Поэтому в 1939 году на Медвежьих озёрах под Москвой проводились опыты по сбросу этих танков с самолёта на водную поверхность. Сброшенный без экипажа танк Т-37А приводнился удачно, но затонул из-за незагерметизированных смотровых щелей. При попытке сброса Т-38 с экипажем приводнение прошло неудачно, танкисты получили травмы, хотя танк остался на плаву. В целом эти опыты выявили малую пригодность танка к десантированию на водную поверхность, и разработка технологии авиадесантирования танков Т-37А и Т-38 этим способом была прекращена. Перспективным считалось использование для целей авиадесантирования на воду нового плавающего танка Т-40 (предполагалось использование тяжёлого бомбардировщика Пе-8), но работы в этом направлении так и не вышли из стадии проекта.

В перспективе, аэротранспортабельность малых танков открывала возможности по качественному усилению воздушно-десантных частей РККА, однако в реальной боевой обстановке начавшейся войны авиадесантирование Т-38 почти не применялось, за исключением переброски 3 октября 1941 года нескольких Т-38 5-го воздушно-десантного корпуса по воздуху под Мценск по ходу битвы за Москву. Также стоит отметить, что такое использование лёгкого танка было одним из первых в мировой практике, но по ходу Второй мировой войны операции по переброске танков по воздуху выполнялись несколько иным способом — машины (в частности, британский лёгкий авиадесантный танк Mk VII «Тетрарх») перевозились внутри специально построенных большегрузных планёров.

Модификации
Т-38 — основная серийная модификация (1936—1937, 1939 гг.), выпущено 1175 машин.
Т-38РТ — радийный танк, оснащённый радиостанцией 71-ТК-1 (1937 г.), выпущено 165 машин.
Т-38М-1 — опытный доработанный вариант (1938 г.), с увеличенным на 600 кг водоизмещением, новой подвеской и двигательной установкой.
Т-38М-2 — опытный доработанный вариант (1938 г.), аналогичный Т-38М-1, но с увеличенным лишь на 450 кг водоизмещением и иной подвеской.
Т-38М — улучшенная модификация (1938 г.) с корпусом Т-38М-1, подвеской Т-38М-2 и улучшенной башней, выпущено не более 15 единиц.
Т-38Ш — опытная модификация с 20-мм пушкой ТНШ-20, изготовлено два экземпляра.

Описание конструкции

Т-38 имел стандартную для советских плавающих танков 1930-х годов компоновку. Отделение управления находилось в средней части танка и было объединено с боевым и моторным, трансмиссионное же отделение располагалось в носовой части. В кормовом отделении размещались системы охлаждения, топливный бак и привод гребного винта. Экипаж танка состоял из двух человек: механика-водителя, находившегося в правой части отделения управления, и командира, находившегося в смещённой к левому борту башне и выполнявшего также функции стрелка (в случае оснащения Т-38 радиостанцией — ещё и радиста).

Броневой корпус и башня
 
Бронирование Т-38 — равнопрочное, лёгкое противопульное. Броневой корпус Т-38 имел простую коробчатую форму и собирался при помощи заклёпок и сварки на каркасе из подкладных уголков из катаных листов броневой стали толщиной 4, 6 и 9 мм. Лоб корпуса состоял из верхнего листа толщиной 6 мм, расположенного под углом 80° к вертикали, и нижнего, толщиной 9 мм, расположенного под углом 20°. Борта, собиравшиеся из листов толщиной 9 мм — вертикальные, кормовая часть состояла из трёх листов: верхнего, толщиной 6 мм, расположенного под углом 80°, среднего и нижнего, толщиной 9 мм, расположенных под углом 20° и 60°, соответственно. Стенки рубки механика-водителя — толщиной 9 мм, лобовой лист рубки был расположен под углом 10°, борта и корма — вертикальные. Крыша и днище танка были образованы бронелистами 4-мм толщины, в лобовой части танка днище имело наклон 80°.

Башня Т-38 была без значительных изменений заимствована у Т-37А и собиралась по аналогичной корпусу системе из бронелистов толщиной 4 и 8 мм. Башня имела цилиндрическую форму с нишей в лобовой части и была расположена на левой половине отделения управления. Вертикальные стенки башни собирались из 8-мм броневых листов, горизонтальные же поверхности — из листов 4-мм толщины. Т-38 производился с двумя типами башен и корпусов, имевших незначительные различия в форме — производства Ижорского и Подольского машиностроительного заводов.

Для посадки и высадки командир танка и механик-водитель имели собственные люки, в крыше башни и рубки соответственно, механик-водитель имел также смотровой люк в лобовой части рубки. Несколько люков в крыше отделения управления и в лобовых и кормовых наклонных листах служили для доступа к агрегатам двигателя и трансмиссии.

Вооружение


Всё вооружение Т-38 состояло из 7,62-мм пулемёта ДТ образца 1929 года, устанавливавшегося в шаровой установке в лобовом листе башни. Для наведения пулемёта использовался диоптрический прицел. Боекомплект ДТ состоял из 1512 патронов в 24 трёхрядных дисковых магазинах по 63 патрона, размещавшихся в укладках на левом борту корпуса и стенках башни. Установка пулемёта позволяла при необходимости его быстрое снятие для использования вне танка, для чего пулемёт комплектовался сошками.

Двигатель


Т-38 оснащался четырёхтактным рядным четырёхцилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения ГАЗ-АА мощностью 40 л. с. при 2200 об/мин. Рабочий объём двигателя составлял 3280 см³, топливом для него служил бензин второго сорта. Силовой агрегат, выполненный в едином блоке с коробкой передач, размещался в отделении управления между местами командира и механика-водителя, со смещением к правому борту и корме. Его пуск производился электрическим стартером МАФ-4001 или ножным пусковым механизмом. На двигатель устанавливался карбюратор «ГАЗ-Зенит». Радиатор системы охлаждения располагался в кормовом отделении танка по правому борту. Топливный бак ёмкостью 120 литров размещался в том же отделении, но по левому борту машины; запас горючего обеспечивал дальность хода по шоссе до 250 км. На модернизированном варианте Т-38М устанавливался более мощный двигатель ГАЗ-М1 (50 л. с. при 2800 об/мин, рабочий объём 3285 см³).

Трансмиссия


Танк Т-38 оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:
однодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»
четырёхступенчатая коробка передач (4 передачи вперёд и 1 назад), заимствованная от грузовика ГАЗ-АА;
карданный вал;
коническая главная передача;
два многодисковых бортовых фрикциона с сухим трением «сталь по стали» и ленточными тормозами с накладками из феродо;
два простых однорядных бортовых редуктора.

Все приводы управления трансмиссией — механические, механик-водитель управлял поворотом и торможением танка двумя рычагами под обе руки по обеим сторонам своего рабочего места.

Трансмиссия модернизированного варианта Т-38М почти полностью, за исключением бортовых передач, была унифицирована с узлами и агрегатами трансмиссии гусеничного тягача «Комсомолец». Последняя имела аналогичную с Т-38 схему, но дополнительно оснащалась двухступенчатым демультипликатором от трёхосного грузовика ГАЗ-ААА.

Ходовая часть

Ходовая часть Т-38 с каждого борта состояла из четырёх одиночных обрезиненных опорных катков диаметром 400 мм, двух обрезиненных поддерживающих катков диаметром 180 мм, обрезиненного ленивца, по конструкции, за исключением подшипников и сальников, аналогичного опорным каткам, и одиночной ведущей звёздочки. Подвеска опорных катков — сблокированная попарно по схеме «ножницы»: каждый опорный каток устанавливался на одном конце треугольного балансира, другой конец которого крепился на шарнире к корпусу танка, а третий — соединялся попарно пружиной со вторым балансиром тележки. Гусеница Т-38 — двухгребневая, цевочного зацепления. Каждая из гусениц танка состояла из 86 литых стальных траков шириной 200 мм и шагом 87 мм.

Водоходный движитель и оборудование для движения на плаву

 
Водоходный движитель включал в себя открыто установленный трёхлопастной гребной винт левого вращения, карданный вал между ним и редуктором отбора мощности от силовой установки танка. Гребной винт имел поворачивающиеся лопасти, что обеспечивало танку возможность движения задним ходом на плаву. Поворот машины на воде осуществлялся с помощью пера руля. Для обеспечения безопасности движения на воде танк имел откачивающий насос. Однако мореходность танка была низкой, и насос далеко не всегда спасал машину в случае попадания воды — не раз Т-38 тонули при совершении манёвров на плаву или от набежавшей небольшой волны.

Противопожарное оборудование

Танк Т-38 не имел вообще никакого противопожарного оборудования из-за очень плотной компоновки, не оставившей в нём места для огнетушителя[18]. Однако его модернизированный вариант Т-38М, впервые для советских малых танков, получил два небольших тетрахлорных огнетушителя за счёт увеличенного объёма бронекорпуса и улучшенного внутреннего размещения боеукладки. Вариант Т-38Ш также имел два тетрахлорных огнетушителя - стационарный, расположенный слева от механика-водителя, и переносной ручной. Тушение пожара в танке требовалось выполнять в противогазах — при попадании тетрахлорида углерода на горячие поверхности происходила химическая реакция частичного окисления с образованием фосгена — сильнодействующего ядовитого вещества удушающего действия.

Прицелы и приборы наблюдения


Для ведения стрельбы пулемёт ДТ оснащался диоптрическим прицелом, опытная пушечная модификация Т-38Ш комплектовалась стандартным прицелом ТМФП-1 для 20-мм автоматических танковых пушек.

Средства наблюдения на Т-38 были примитивны и представляли собой простые смотровые щели, закрытые с внутренней стороны сменными защитными стёклами. Четыре таких смотровых щели, в бортах, корме и лбу башни имел командир танка, механик-водитель располагал двумя — в крышке своего смотрового люка и в правом борту рубки. На походе в спокойной обстановке смотровой люк механика-водителя откидывался для обеспечения прямого обзора окружающей обстановки. Ввиду расположения механика-водителя по правому борту танка, значительная часть углового сектора по левому борту машины была для него ненаблюдаемой.

Электрооборудование


Электропроводка в танке Т-38 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 6 В) были генератор ГВФ-4106 с реле-регулятором ЦБ-4105 мощностью 60—80 Вт и аккумуляторная батарея марки 3СТ-85 общей ёмкостью 85 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:
наружное и внутреннее освещение машины;
контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
наружный звуковой сигнал;
радиостанция на оснащённых ей танках;
электрика моторной группы — стартер МАФ-4001, катушка зажигания, распределитель, свечи и т. д.

Средства связи


На линейных танках средством двусторонней внутренней связи от командира к механику-водителю служило устройство «танкофон» (подвид переговорной трубы), средств внешней связи, за исключением флажков, не предусматривалось. На части командирских танков устанавливалась радиостанция 71-ТК-1.

Радиостанция 71-ТК-1 представляла собой раздельный комплект из передатчика и приёмника, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 6 В. С технической точки зрения она являлась симплексной коротковолновой гетеродинной ламповой радиостанцией, работающей в диапазоне частот от 4 до 5,625 МГц (соответственно длины волн от 53,3 до 75 м) выходной мощностью 20 Вт (выходная лампа усилительного каскада ГК-20). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом, амплитудная модуляция несущей) режиме при отсутствии помех достигала 16 километров, в движении она несколько уменьшалась. Бо́льшую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом (азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования).

Эксплуатация и боевое применение 

После принятия на вооружение Т-38 поначалу сопровождался хвалебными отзывами армейского руководства. Однако масштабные летние учения 1937 года вскрыли практическую небоеготовность всех типов танков, поставленных в РККА в конце 1936-го и начале 1937-го годов. Т-38 не был исключением — главным отмеченным во время манёвров недостатком была плохая плавучесть танка, которая не позволяла перевозить на нём груз массой 120—150 кг. Такая нагрузка (два полностью экипированных стрелка) приводила к невозможности совершения каких-либо манёвров на воде, и танк даже не мог войти в воду или выйти из неё на некрутой берег. Без нагрузки и при спокойной воде Т-38 также имел значительный шанс пойти ко дну, если механик-водитель пытался повернуть танк при движении на воде или среверсировать вращение гребного винта для экстренной остановки машины. Для исправления этого недостатка Главное бронетанковое управление (ГБТУ) рекомендовало устанавливать на Т-38 поплавки от неисправных или списанных Т-37А.

Принятая руководством ГБТУ новая «ужесточённая» методика испытаний образцов танковой техники вскрыла и остальные недостатки Т-38, которые не имели отношения к его водоходным качествам. В частности, по результатам летнего пробега 1937 года при температуре окружающего воздуха от 27 °C и выше была отмечена неэффективность охлаждающей системы двигателя; в итоге около половины участвовавших в пробеге машин вышли из строя от перегрева мотора и потребовали его замены. Кроме того, удельная мощность не позволяла эксплуатировать Т-38 вне дорог — она не обеспечивала достаточную проходимость по пересечённой местности, а гусеницы часто спадали на поворотах. Работу подвески сочли крайне неудовлетворительной, а вместе с недостаточной энерговооружённостью это приводило к невозможности эксплуатации Т-38 на грунтах со слабой несущей способностью. Другими словами, для успешного выхода Т-38 на сушу требовался очень отлогий галечный пляж с твёрдым основанием — на песчаном или глинистом берегу танк застревал. Итогом этого набора недостатков, который был подтверждён не только тестами по методике ГБТУ, но и повседневной армейской эксплуатацией машины, стало объявление Т-38 небоеспособным и ограничение его приёмки на заводе № 37 уже осенью 1937 года. Тем не менее, танк оставался на вооружении.

Впервые в боевой обстановке Т-38 были применены в ходе польской кампании 1939 года. Сопротивление продвижению РККА со стороны разрозненных польских подразделений было довольно слабым, и потерь танки этого типа не имели. В значительно бо́льших масштабах плавающие танки применялись в Советско-финской войне, причём кроме Т-38 в составе стрелковых дивизий использовались ещё 8 специально созданных батальонов плавающих танков. Т-37А и Т-38 применялись для решения различных задач — охраны колонн, штабов, аэродромов, патрулирования, разведки, непосредственной поддержки пехоты. В начальный период войны, до замерзания водоёмов, были небезуспешные случаи использования плавающих танков для форсирования водных преград. По итогам боевого применения мнение военных о Т-37А и Т-38 было двояким. С одной стороны, отмечалась слабая проходимость танка, особенно по глубокому снегу, маломощность и слабое вооружение машины, тонкая броня, делавшая танки беззащитными от огня не только артиллерии, но и противотанковых ружей. Одновременно, при отсутствии у противника серьёзных противотанковых средств и на благоприятной местности лёгкие танки действовали достаточно эффективно, «цементируя» боевые порядки пехотных подразделений. Точное количество потерянных по итогам Финской войны Т-38 неизвестно, к 1 марта в безвозвратные потери было списано 94 танка Т-37А и Т-38. Основными причинами потерь являлись подрывы на минах (танк не держал взрывы даже противопехотных мин), а также огонь противотанковых средств противника.

К началу Великой Отечественной войны в РККА имелось 1046 линейных и 97 радийных танков Т-38, из которых 210 и 4 единицы соответственно требовали капитального ремонта. В большинстве своём эти танки находились в составе разведывательных батальонов стрелковых дивизий.Наличие танков Т-38 в РККА на 1 июня 1941 г.


В тяжёлой обстановке первого года войны плавающие танки применялись, главным образом, для непосредственной поддержки пехоты, для чего они были совершенно не предназначены. Немецкая армия имела большое количество 37-мм противотанковых пушек Pak 35/36 и противотанковых ружей, легко пробивавших тонкую броню лёгких танков, что неизбежно приводило к их большим потерям. К тому же советские танковые атаки позиций противника в то время проходили, как правило, без хорошо организованной артиллерийской и авиационной поддержки, что ещё более увеличивало потери. Столкновения с любыми немецкими танками и бронемашинами, за исключением пулемётных, также заканчивались для советских плавающих танков фатально. Много танков было брошено или подорвано своими экипажами по причине нехватки топлива или технических неисправностей. В итоге уже к концу 1941 года Т-38 на фронте осталось немного. В то же время имелись случаи и вполне успешного использования плавающих танков. Один из них приведён в политдонесении Юго-Западного фронта от 4 июля 1941 года:

В течение 25—30 июня 1941 года разведывательный взвод плавающих танков под командованием тов. Жигарева был придан для обеспечения поддержания связи батальона тов. Федорченко со стрелковым полком тов. Лифанова.

29 июня в 8.40, доставляя приказ начштаба полка, на опушке леса северо-восточнее с. Баюны, взвод тов. Жигарева столкнулся с группой немецких танков и пехоты, прорвавшихся с юго-востока. Используя малые размеры своих танков, тов. Жигарев произвёл смелую атаку спешно окапывающейся группы немецкой пехоты и расчёта артиллерийского орудия, рассеяв их по окрестности пулемётным огнём своих трёх танков с трёх направлений. После чего взвод подвергся нападению двух немецких пулемётных танкеток, открывших массированный огонь из засады, прикрывая беспорядочный отход собственной пехоты.

Тов. Жигарев принял бой, и в течение приблизительно 15—20 минут, маневрируя, вёл безуспешный обстрел немецких танкеток из пулемётов своих танков, получая в ответ такие же бесполезные удары немецких пуль. Видя тщетность таких попыток, тов. Жигарев принял решение использовать трофейную противотанковую пушку, развернув её в сторону противника и произведя из неё 10—12 выстрелов. Один из снарядов пробил борт немецкой головной танкетки под башней и поджёг её. Оба немецких танкиста сгорели внутри. Вторая танкетка, используя дымовую завесу, скрылась в южном направлении. С нашей стороны потерь не было.

Выводы:

1. Тов. Жигарев продемонстрировал хорошее знание трофейной матчасти и проявил смекалку на поле боя.

2. Пулемётные танки бесполезны при столкновениях с вражескими танками и иными бронемашинами. Желательно включение в группы обеспечения связи и разведки не менее одной машины, вооружённой пушкой, или противотанковую пушку на механической тяге.

К весне 1942 года Т-38 на фронте находились в очень небольших, в ряде случаев в единичных количествах. В значимых количествах танки этого типа имелись на Юго-Западном, Ленинградском и Карельском фронтах. На Юго-Западном фронте в июле 1942 года действовал 478-й отдельный танковый батальон, имевший 2 БТ-7, 1 БТ-5, 14 Т-26, 4 Т-40 и 41 Т-37А и Т-38. В течение месяца все танки батальона были потеряны, в основном брошены по причине отсутствия горючего и технических неисправностей в условиях масштабного немецкого наступления лета 1942 года. На Ленинградском фронте Т-38 эксплуатировались до конца 1943 года, что было связано с позиционным характером боёв и близостью промышленных предприятий Ленинграда, оперативно восстанавливавших вышедшую из строя технику. Боевые возможности плавающих танков командованием не переоценивались, и эти машины использовались, главным образом, для охраны важных объектов, таких как аэродромы. Кроме того, в сентябре 1942 года командованием фронта была предпринята попытка использования танков по прямому назначению. Для захвата плацдарма у Невской Дубровки было решено использовать плавающие танки, сведённые в отдельный батальон, насчитывавший 29 танков Т-37А и Т-38. Ночью 26 сентября рота батальона (10 танков) попыталась форсировать Неву, но в воду вошли только семь машин (три вышли из строя на берегу), из которых до противоположного берега добрались только три танка, остальные затонули под огнём противника. На вражеском берегу танки вступили в бой с противником, но, поскольку пехота задержалась с переправой и не могла помочь танкистам, машины были быстро подбиты, а их экипажи, пытавшиеся вернуться через Неву назад, были расстреляны на воде. В течение последующих дней пехоте удалось самостоятельно захватить плацдарм, и остальные танки батальона (16 исправных машин) переправляли уже на понтонах. Впрочем, их постигла судьба первых трёх машин — на открытом плацдарме танки, использовавшиеся как неподвижные огневые точки, были довольно быстро подбиты, а их экипажи воевали как обычные пехотинцы.

На Карельском фронте Т-38 в 1941 году действовали в составе нештатных бронеотрядов, насчитывавших на декабрь 1941 года 31 единицу Т-37А и Т-38. В связи с позиционным характером боевых действий на фронте в 1942—1943 годах танки этого типа активных действий не вели, применяясь для охраны важных объектов и учебных целей. В 1944 году было решено использовать исправные машины Карельского и Ленинградского фронтов в операции по захвату плацдарма на реке Свирь. Операция была хорошо подготовлена, совместно с 92-м танковым полком, имевшим 40 танков Т-37А и Т-38, действовал 275-й отдельный моторизованный батальон особого назначения, имевший 100 автомобилей-амфибий Ford GPA (полученных по ленд-лизу) и использовавшихся для переброски пехоты. Утром 21 июля 1944 года, не дожидаясь конца мощной артподготовки, продолжавшейся 3 часа 20 минут, танки и автомобили вошли в воду и, ведя огонь с ходу, устремились на противоположный берег. К моменту выхода машин на вражескую сторону артподготовка была завершена, но на берег вышли три тяжёлых самоходно-артиллерийских полка (63 САУ ИСУ-152), которые открыли огонь прямой наводкой по активизирующимся огневым точкам противника. Танки в сопровождении сапёров и автоматчиков с автомобилей успешно преодолели три линии траншей и проволочные заграждения, затем завязав бой в глубине обороны противника. Отличная организация операции привела к её быстрому успеху при минимальных потерях — был захвачен плацдарм шириной по фронту в 4 км, при этом было потеряно лишь 5 танков. Данный эпизод стал последним известным случаем боевого применения советских плавающих танков.

В учебных частях танки Т-38 сохранялись до конца войны, например в Горьковском учебном танковом центре летом 1945 года ещё числилось 4 таких машины. Особенно удобными в этом качестве оказались танки модификации Т-38М, поскольку они оборудовались вторым постом управления, что позволяло инструктору лучше выполнять свои функции.


Оценка машины


Среди модельного ряда советских танков конца 1930-х годов Т-38 являлся одной из наименее боеспособных машин с практически отсутствующим модернизационным потенциалом. Машина имела слабое даже по меркам того времени вооружение и бронирование, неудовлетворительные показатели мореходности, что ставило под сомнение возможность её использования в десантных и амфибийных операциях. Даже в отсутствие надобности в перевозке по воде десанта из-за отсутствия радиостанций большинство Т-38 плохо справлялось с ролью танка-разведчика, учитывая их плохую проходимость вне дорог. На дорогах же Т-38 при сопоставимом бронировании сильно уступал по скорости бронеавтомобилям БА-3/БА-6/БА-10, а 45-мм пушка последних не шла ни в какое сравнение со штатным вооружением Т-38. Такая неприглядная ситуация заведомо не объяснялась популярной в конце 1930-х годов версией о целенаправленном вредительстве на всех уровнях армии и производства, а была следствием отсутствия собственной танкостроительной школы в СССР. Большинство советских танков того периода (Т-26, БТ, Т-37А, Т-27) были лицензионными версиями импортных прототипов, а немногочисленные серийные типы машин собственной разработки (Т-28 и Т-35) испытали сильное влияние зарубежных танков, на которые СССР было отказано в приобретении лицензии. Некоторые из импортных прототипов также были «сырыми» или рассчитаны на высокую культуру производства, отсутствовавшую тогда в СССР. В результате положение вещей вряд ли могло быть иным, а Т-38 стал ярко выраженной иллюстрацией доводки не слишком удачного прототипа пока ещё малоопытным конструкторским коллективом завода № 37.

С другой стороны, Т-38 (точнее, его опытные варианты) стали своеобразным испытательным стендом для устранения допущенных ошибок, которые позволили Н. А. Астрову и его сотрудникам получить необходимый опыт для начала работ над собственным проектом малого плавающего танка, который в итоге превратился в очень удачный Т-40. Главный конструктор так охарактеризовал проделанную работу:

…Впрочем, мир праху Т-37А, «урождённому» «Виккерс-Карден-Лойд».

Нам пришлось срочно переконструировать эту танкетку, чтобы освободить её и от других недостатков. Зачем? В то время свято верили, что малый, именовавшийся разведывательным, танк со слабым вооружением (один пулемёт калибра 7,62 мм), с противопульным бронированием (зато плавающий!) — совершенно необходимый, важный вид бронетанкового вооружения Красной Армии.

Модернизированный танк с индексом Т-38 получил вместо дифференциального механизма поворота бортовые фрикционные с ленточными тормозами в корпусе, иной привод гребного винта, позволявший включать его без остановки. Перекомпоновав машину, сократили её высоту, увеличили опорную базу и понизили центр тяжести. Благодаря этому уменьшилось галопирование танка, возросла эффективность стрельбы с хода. Повышение боевых свойств оказалось довольно заметным, и Т-38 после испытаний и, главное, обязательного показа И. Ст

Категория: Плавающие танки | Добавил: ucoz (19.10.2010)
Просмотров: 1306 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
И. Сталину был принят к производству. В 1936—1937 гг. его выпускали на московском заводе, и небольшое количество Т-38 участвовало в Великой Отечественной войне, в её первый период.

Среди серийных образцов зарубежной техники середины 1930-х годов Т-38 практически не имеет аналогов по причине отсутствия в тот период в других странах плавающих танков. За рубежом работы в этом направлении ограничились созданием опытных образцов, среди которых были как удачные, так и не очень, машины. Например, французский экспериментальный танк DP-2 массой в 12 тонн затонул во время испытаний. Очень близок к Т-38 по большинству характеристик польский плавающий танк PZInż.130. Машина успешно прошла испытания в 1937—1939 годах, однако от её заказа польские военные отказались по финансовым соображениям. Весьма интересным образцом был чехословацкий экспериментальный танк F-IV-Н (и его модификация F-IV-M) — машина имела массу в 6,5 т, экипаж составлял 3 человека, вооружение — один пулемёт. Танк разрабатывался с 1937 года, испытывался уже немцами; несмотря на неплохие характеристики (так, скорость на плаву достигала 11,5 км/ч), немецкая армия отказалась от заказа этой машины, сосредоточившись на создании специальных понтонов для лёгких танков и оборудования для вождения танков по дну.

Если же сравнивать Т-38 с довольно многочисленными неплавающими лёгкими танками, можно отметить схожесть его основных характеристик с машинами близкой массы. По вооружению Т-38 равноценен пулемётным танкеткам (подавляющее большинство которых также имели прототипом опытный образец фирмы «Карден-Лойд»), но, в отличие от некоторых из них (например, польской TKS), не перевооружался на малокалиберные пушки. Таким образом, Т-38 не мог бороться с любой бронетехникой противника, тогда как даже пушечные танкетки не имели проблем в его поражении. Плюсом Т-38 по сравнению с танкетками был лишь круговой сектор обстрела пулемёта в башне. Немецкий лёгкий танк PzKpfw I при некоторых общих чертах с Т-38 (противопульное бронирование и лёгкое пулемётное вооружение) имел несколько более солидную защиту (лоб 13 мм) и вооружение (два 7,92-мм пулемёта MG-34 против одного ДТ), но по массе превосходил Т-38 более чем в полтора раза. Очень близок к Т-38 японский лёгкий танк Тип 94, отличавшийся несколько лучшим, по сравнению с советским танком, лобовым бронированием. Более тяжёлый (4,75 т) танк Те-Ке был вооружён 37-мм пушкой, что давало японскому танку неоспоримые преимущества. Также довольно близок к Т-38 чехословацкий AH-IV, отличавшийся наличием второго пулемёта и лучшими динамическими характеристиками. Французский AMR 33 по вооружению и бронированию почти не отличался от советского танка, несмотря на существенно большую массу (5 т). Более мощный AMR 35, некоторые из вариантов которого имели крупнокалиберный пулемёт или 25-мм пушку, вдвое превосходил по массе Т-38. То же самое можно сказать и в отношении итальянского L6/40. К моменту начала Второй мировой войны все вышеперечисленные танки являлись безусловно устаревшими.

С другой стороны, Т-38 вместе с более ранним Т-37А впервые в истории советских вооружённых сил позволили проверить на опыте идею качественного усиления боевой мощи воздушных и водных десантов. Легко вооружённые вследствие специфики применения десантные войска при захвате и удержании позиций всегда нуждались в мобильных бронированных средствах огневой поддержки, а Т-37А и Т-38, несмотря на все их недостатки, были первыми машинами, которые можно было вполне успешно использовать в этой роли, так как они могли плавать и были аэротранспортабельными для доступного в то время самолёта-перевозчика ТБ-3. Дальнейшее развитие концепции плавающего танка привело к созданию танка Т-40, во многом лишённого недостатков предшественников. Форсирование реки Свирь в 1944 году с использованием специально собранных для этой операции уцелевших плавающих танков (включая Т-38) стало успешной проверкой этой идеи. Боевой опыт показал, что без возможности использования более тяжёлых неплавающих боевых машин, слабозащищённый и легковооружённый танк оказался всё же лучше, чем отсутствие танков вообще. Но ситуация в целом оказалась такой, что неблагоприятный ход войны не позволил советским плавающим танкам продемонстрировать свои сильные стороны, и форсирование Свири в 1944 году осталось единственным примером их успешного применения в своей основной роли.


Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz
    МАТЕРИАЛ ЧАСТИЧНО ВЗЯТ И ПЕРЕВЕДЕН С wikipedia.org