ВСЕ О БРОНЕТЕХНИКЕ
Пятница, 20.10.2017, 06:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | БРОНЯ | Регистрация | Вход
ТАНКОДРОМ

Категории раздела
Лёгкие танки [6]
Средние танки [3]
Тяжёлые танки [13]
Танкетки [0]
Крейсерские танки [0]
Основные боевые танки [2]
Пехотные танки [0]
Плавающие танки [0]
САУ [0]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Немецкая бронетехника » Лёгкие танки

PzKpfw I


В середине — второй половине 1930-х годов Pz.Kpfw.I составил основу только что созданных германских бронетанковых войск и оставался в этой роли вплоть до 1937 года, когда началось массовое производство более совершенных танков. Первое боевое применение танка состоялось в 1936 году в ходе Гражданской войны в Испании, позднее танк активно использовался германскими войсками на начальном этапе Второй мировой войны. К 1941—1942 годам он был полностью заменён более современными танками и по причине крайней устарелости снят с вооружения, однако в роли учебно-тренировочной машины Pz.Kpfw.I использовался вплоть до конца войны. Помимо Вермахта, Pz.Kpfw.I поставлялся, в основном в незначительных количествах, в ряд других стран, в том числе в Испанию, где танки этого типа продолжали эксплуатироваться вплоть до конца 1940-х годов.

Kleintraktor / La.S.

По условиям Версальского мирного договора, потерпевшей поражение в Первой мировой войне Германии было запрещено иметь бронетанковые войска, за исключением незначительного количества бронеавтомобилей для нужд полиции[2]. Помимо политических причин, в 1920-е годы этому препятствовали и причины экономические — промышленность Германии, разорённая войной и ослабленная послевоенными репарациями и отторжениями, была практически неспособна к производству бронетехники[3]. Тем не менее, уже с 1925 года Управлением вооружений рейхсвера тайно велись работы по созданию новых танков, в 1925—1930 годах приведшие к созданию нескольких опытных образцов, не пошедших в серию из-за выявленных многочисленных конструктивных недостатков, но послуживших базой для дальнейшего развития германского танкостроения.

История машины, ставшей позднее известной как Panzerkampfwagen I, стартовала в начале 1930 года, когда Управлением вооружений рейхсвера была инициирована разработка новой машины, для сохранения секретности именовавшейся «малым трактором» (нем. Kleintraktor). Предполагалось использование «малого трактора» в роли разведывательной машины, базы для создания САУ, тягача; возможность же использования столь малой машины в качестве лёгкого танка находилась под вопросом. Заказ на разработку машины был выдан фирме «Крупп». Согласно первоначальным требованиям, сформулированным Управлением вооружений, масса «малого трактора», оснащённого двигателем воздушного охлаждения мощностью 60 л. с., не должна была превышать трёх тонн. В качестве вооружения для него предусматривалась 20-мм автоматическая пушка.

Первый проект «малого трактора», техническое описание которого было представлено «Крупп» 2 июня 1931 года, значительно отличался от будущего Pz.Kpfw.I. Оригинальной стороной этой машины являлась компоновка, предусматривавшая расположение двигателя и трансмиссии в лобовой части, а боевого отделения и механизмов поворота вместе с ведущими колёсами — в кормовой. Разработчик обосновывал подобную компоновку как увеличением объёма боевого отделения, так и лучшим распределением нагрузки на ходовую часть, благоприятным для машины, которую планировалось использовать в роли тягача. Бронирование машины должно было составлять 13 мм в лобовой и бортовой части, 10 мм — в кормовой и 5 мм — в области днища. горизонтально-оппозитный 4-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 60 л. с. должен был сообщать 3,5-тонной машине с экипажем из двух человек максимальную скорость в 45 км/ч. Разработка «надстройки» (верхней части корпуса) велась параллельно с разработкой шасси в виде отдельной программы. Первоначальный вариант надстройки, техническое описание которого было представлено фирмой «Крупп» 28 июля 1931 года, предусматривал установку в рубке в лобовой части корпуса 20-мм пушки в установке с ограниченными углами обстрела.

Однако этот изначальный вариант «малого трактора» так и не вышел за стадию макетов. К тому времени были закончены проводившиеся в 1930 году испытания прототипа «лёгкого трактора», показавшие склонность танка с кормовыми ведущими колёсами к спадению гусениц. В связи с этим, Управление вооружений 18 сентября 1931 года выдало фирме «Крупп» заказ на перекомпоновку шасси, с расположением двигателя в кормовой части, а ведущих колёс — в лобовой. 21 декабря 1931 года фирмой «Крупп» были названы стоимость контракта — 13 000 рейхсмарок за изготовление подвески и 30 700 рейхсмарок за сборку образца шасси, а также сроки его выполнения — прототип шасси должен был быть готов к маю 1932 года. 5 марта 1932 года Управление вооружений заключило с «Крупп» контракт, предусматривавший к 30 июня 1932 года изготовление одного шасси «малого трактора» (нем. Kleinstraktor-Fahrgestell), отвечавшего, помимо прочего, следующим требованиям:
Масса шасси не более 2650 кг
Коммерческий карбюраторный двигатель воздушного охлаждения «Крупп» M 301 мощностью 60 л. с.
Максимальная скорость не менее 45 км/ч
Максимальный преодолеваемый подъём — не менее 35°
Круговое 12,4-мм бронирование, защищающее от бронебойных пуль винтовочного калибра

Управлением вооружений планировалось, что «Крупп» возьмёт за основу при разработке ходовой части британский лёгкий трактор фирмы «Карден-Лойд», три экземпляра которого планировалось под прикрытием приобрести в Великобритании и предоставить конструкторам для изучения. Однако первый образец этой машины был закуплен только в январе 1932 года, остальные два и вовсе прибыли в Германию лишь 11 октября того же года. Тем временем, «Крупп», имевшая в своём распоряжении для изучения только фотографии или чертежи «Карден-Лойда», 9 ноября 1931 года уже предоставила Управлению вооружений предварительные чертежи подвески, существенно отличавшиеся от британского образца.

Параллельно с разработкой шасси, независимо от этого велась и разработка «надстройки» (верхней части броневого корпуса) (нем. Aufbau). Первоначальный проект, разработка которого была поручена фирме «Крупп», предусматривал установку рубки с 20-мм автоматической пушкой и пулемётом, смонтированными в лобовом броневом листе в шаровых установках. «Крупп» должна была завершить разработку надстройки к 1 ноября 1932 года, однако 13 октября Управление вооружений приняло решение о замене 20-мм пушки вторым пулемётом, а позже и вовсе о прекращении работ в этом направлении, в пользу варианта надстройки с башней со спаренными пулемётами, разработка которого была поручена «Крупп» ещё в июле 1932 года. Помимо «Крупп» разработка надстройки была параллельно поручена также фирме «Даймлер-Бенц».
 


В процессе создания шасси, Управлением вооружений неоднократно вносились корректировки в первоначальные требования, касавшиеся отдельных узлов и агрегатов. Оговорённый в контракте срок — 30 июня, фирмой «Крупп» выдержан не был. Готовое шасси было впервые представлено специалистам Управления вооружений лишь 29 июля 1932 года. На последовавших испытаниях, шасси продемонстрировало хорошую маневренность и мягкость подвески. Вместе с тем, мощность установленного на нём двигателя, не превышавшая 52 л. с., была явно недостаточна и шасси, оказавшееся вдобавок на 300 кг тяжелее оговорённой в контракте массы, сумело на демонстрационных испытаниях развить максимальную скорость лишь в 28 км/ч. Дальнейшие испытания двигателя M 301, предполагавшегося к установке на «малый трактор», показали его неспособность развить мощность более 54 л. с., против заявленных «Крупп» 60 л. с., в связи с чем фирме было рекомендовано рассмотреть иные двигательные установки или найти пути повышения мощности существующей. Тем не менее, в дальнейшем шасси с установленным на нём доработанным двигателем M 301 показало лучшие результаты, достигнув максимальной скорости в 42 км/ч. После дальнейших доработок, коснувшихся в основном ходовой части, первый прототип «малого трактора» был 19 сентября 1932 года официально принят комиссией Управления вооружений.

Разработка шасси велась в рамках первоначальных требований, предусматривавших создание, фактически, пулемётной танкетки, однако в 1932 году эти приоритеты были изменены. С ростом интереса в военных кругах рейхсвера к возможностям танков, в 1932 году Управлением вооружений был организован конкурс на создание лёгкого танка массой до 5 тонн. В конкурсе приняли участие фирмы «Даймлер-Бенц», M.A.N., «Хеншель», «Рейнметалл», а также «Крупп», с уже имевшимся у неё проектом «малого трактора», который и был в итоге избран Управлением вооружений для создания будущего танка.

В январе—феврале 1933 года, проект «малого трактора» был доработан фирмой «Крупп» с учётом высказанных в ходе испытаний замечаний, после чего Управлением вооружений в феврале—марте был выдан заказ на изготовление ещё пяти шасси к 15 июля того же года, по цене 37 800 рейхсмарок за единицу. На этот раз шасси должны были быть изготовлены уже из броневой хромоникелевой стали и предполагалось установить на них «надстройки» с пулемётными башнями, разработка которых велась параллельно другой фирмой. Сроки изготовления «Крупп» вновь выдержаны не были и первое шасси было принято комиссией лишь 25 июля, а четыре остальных — 4 августа 1933 года. Разработка «надстройки» же ещё более затягивалась и эти пять шасси ими так никогда оборудованы не были.

1 июля 1933 года Управление вооружений уведомило «Крупп» о своих планах по размещению на фирме заказа на 150 шасси первой серии «малого трактора». Одновременно, будущему Pz.Kpfw.I было присвоено новое кодовое обозначение — «сельскохозяйственный тягач» (нем. Landwirtschaftliche Schlepper или La.S.). До 1935 года в целях конспирации использовалось также обозначение «трактор „Крупп"» (нем. Krupp-Traktor). По первоначальному плану, «Крупп» бралась собрать первые 20 шасси к 31 декабря 1933 года, ещё 30 — к концу января 1934 года и далее выпускать по 25 шасси в месяц с тем, чтобы выполнить заказ к 25 мая 1934 года. Планировалось, что вторая серия шасси, также в количестве приблизительно 150 единиц, начало выпуска которой было запланировано на октябрь 1934 года, будет заказана в апреле того же года и на этот раз распределена, помимо «Крупп», также и между другими фирмами — «Даймлер-Бенц», M.A.N., «Хеншель», «Рейнметалл» и «Грузонверк». В итоге, однако, заключённый в июле 1933 года контракт на изготовление первой серии La.S. был распределён между «Крупп», которая должна была выпустить 135 шасси и остальными пятью перечисленными фирмами, каждая из которых должна была собрать по три шасси.

Первоначальные сроки производства La.S. фирмой «Крупп» были вскоре скорректированы Управлением вооружений, согласно окончательно утверждённым планам, первые 10 шасси должны были быть собраны в декабре 1933 года, чтобы в дальнейшем достичь цифры выпуска в 25 машин ежемесячно. Однако «Крупп» вновь не выдержала сроки начала поставок шасси, первые из которых были приняты лишь 25—26 января 1934 года. В дальнейшем, производство La.S. также отставало от плана, но в итоге «Крупп» всё же удалось выполнить заказ до октября 1934, когда должно было начаться производство второй серии. Удалось выполнить план и остальным пяти фирмам. Планировалось, что с марта 1935 года на все 150 шасси первой серии будут установлены броневые «надстройки» с башнями, производство которых должно было начаться в том же году. Но надстройки, собранные фирмой «Крупп», не выдержали испытаний и Управлением вооружений приняты не были. В результате, заказ «Крупп» на дальнейшее производство надстроек Управлением вооружений был отменён и все дальнейшие работы в этом направлении были поручены «Даймлер-Бенц». Шасси же первой серии снабжены верхней частью броневого корпуса так и не были и применялись лишь для учебно-тренировочных целей. Лишь на 20 из них в 1935 году были установлены упрощённые надстройки с башнями, собранные из неброневой стали, с которыми они непродолжительное время использовались в учениях.

Panzerkampfwagen I Ausf.A

К январю 1934 года, первоначально запланированная цифра выпуска второй серии La.S. была увеличена Управлением вооружений со 150 до 200 единиц. На этот раз, в производстве серии активно должны были быть задействованы, помимо «Крупп», которая должна была поставить 50 танков, также и остальные пять фирм, каждая из которых должна была произвести по 30 машин. Планировалось, что первые танки серии должны были быть готовы в октябре 1934 года, а производство всей серии должно было быть завершено уже в декабре того же года. В связи с успешным ходом работ по La.S.100, будущему Pz.Kpfw.II, Управлением вооружений обсуждался вопрос о прекращении дальнейшего производства La.S. 12 апреля 1934 года, Управление вооружений уведомило «Крупп», что выпуск La.S. будет завершён на второй серии и будет продолжен лишь в случае прямой угрозы начала войны. Одновременно, сроки выполнения контракта на выпуск второй серии La.S. были отодвинуты на февраль 1935 года[21].

Однако, в связи с изменением международной обстановки, коррективы были внесены и в эти планы. Уже в начале июня 1934 года, Управление вооружений выдало фирме «Крупп» дополнительный заказ на 650 двигателей M 301. К началу июля, заказ второй серии La.S. был увеличен до 300 единиц, а 12 июля, Управление вооружений уведомило «Крупп», что на совещании министерства рейхсвера, высший приоритет среди всех вооружений был отдан производству La.S. и что министерством было приказано любыми средствами обеспечить поставку в армию 1000 La.S с броневыми надстройками и башнями к 1 июля 1935 года.

Для выполнения этого требования, первоначальный заказ был увеличен ещё на 650 единиц, чтобы довести суммарное число выпущенных La.S. до 1000, с учётом шасси первой серии, на которые в то время ещё планировалось установить броневые надстройки. Кроме того, с мая 1935 года, после того как Германия официально отказалась от соблюдения требований Версальского договора, вместо прежних конспиративных обозначений танку было присвоено новое обозначение — M.G. Panzerwagen («пулемётная бронемашина»), к октябрю того же года сменившееся на M.G. Kampfwagen («пулемётный танк»). После принятия решения о переоборудовании первой серии La.S. в учебные машины, Управлением вооружений в августе 1934 года был выдан заказ на третью серию La.S из 150 машин. Уже в ходе выполнения заказа, число назначенных к выпуску машин в первой и второй сериях было увеличено, соответственно, до 863 и 152 единиц, чтобы компенсировать выделение из первой серии 15 шасси для создания командирских машин. Заказ, в объёме 175 машин, на четвёртую серию La.S, последнюю в модификации с двигателями «Крупп», был выдан в декабре 1935 года. Общий объём выпуска Pz.Kpfw.I Ausf.A, таким образом, составил 1175 единиц. Первоначально планировалось, что броневые надстройки с башнями для всех машин серии будет поставлять «Даймлер-Бенц», но поскольку фирма не справлялась с этой задачей, сборка надстроек и башен была частично переложена и на остальные фирмы-производители. Точные графики выпуска Pz.Kpfw.I всеми фирмами неизвестны, однако производство Pz.Kpfw.I Ausf.A завершилось к началу осени 1936 года и по состоянию на 1 октября того же года, на вооружении Вермахта числилось 1160 танков этой модификации; ещё 15 танков незадолго до этого были проданы Китаю. Официальное обозначение танка тем временем продолжало изменяться. С ноября 1935 года он получил обозначение M.G. Panzerkampfwagen, а в апреле 1936 года танку было присвоено новое, на этот раз уже окончательное, обозначение — Panzerkampfwagen I Ausführung A (Ausf.A — «модель А»). Вместе с тем, какое-то время старые обозначения, в том числе и La.S, продолжали использоваться параллельно с официально принятыми.

Panzerkampfwagen I Ausf.B

Причиной появления второй модификации Pz.Kpfw.I стала недостаточная мощность двигателя «Крупп» M301, установленного на Pz.Kpfw.I Ausf.A. Уже с самого начала испытаний первого прототипа, когда выяснилось, что с этим двигателем шасси не может развить скорость более 28 км/ч, Управление вооружений поручило фирме «Крупп» рассмотреть другие варианты силовой установки. Хотя в дальнейшем, после доработки, прототип сумел показать лучшие результаты и решено было начать его производство, не теряя время на поиски нового двигателя и работы по его установке, работы по поиску нового двигателя для танка продолжились.
 


В ноябре 1932 года, фирмой «Крупп» был представлен предварительный проект установки на шасси «малого трактора» V-образного 8-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения мощностью 80 л. с. При этом «Крупп» сразу уточнила, что при установке такого двигателя на стандартное шасси, объём боевого отделения сокращается, и чтобы сохранить возможность установки на шасси броневой надстройки с пулемётной башней, требуется его удлинение приблизительно на 220 мм, а также переработка ходовой части с поднятием ленивца с грунта. В 1933—1934 годах был рассмотрен ряд двигателей производства различных фирм и в итоге, к 1935 году Управление вооружений остановилось на рядном 6-цилиндровом двигателе жидкостного охлаждения NL 38 Tr мощностью 100 л. с., созданном фирмой «Майбах». Поскольку этот двигатель также не помещался в моторном отделении стандартного шасси La.S, для него было использовано ранее созданной фирмой «Крупп» удлинённое шасси, отличавшееся добавлением в ходовую часть пятого опорного и четвёртого поддерживающего катков, а также поднятием ленивца с грунта. Данный вариант шасси получил обозначение La.S.-May., а модификация Pz.Kpfw.I на его базе получила обозначение Panzerkampfwagen I Ausführung B (Ausf.B). Также для обозначения модификаций Pz.Kpfw.I использовались обозначения "с мотором «Крупп» (нем. mit Kruppmotor) и "с мотором «Майбах» (нем. mit Maybachmotor). За исключением удлинения корпуса и ходовой части, а также замены двигательной установки и части трансмиссии, в остальном существенным изменениям по сравнению с Pz.Kpfw.I Ausf.A танк не подвергся.

К 15 января 1936 года, Управлением вооружений был выдан заказ на производство 325 Pz.Kpfw.I Ausf.B, чтобы довести таким образом число выпущенных Pz.Kpfw.I до 1500 единиц. Контракты на производство танков были распределены между фирмами «Даймлер-Бенц», «Хеншель», M.A.N. и «Грузонверк». После принятия решения о выделении 72 из заказанных шасси для производства командирских танков, был выдан заказ на дополнительную серию из 150 машин, также распределённый между четырьмя перечисленными фирмами. Точные графики производства, как и в случае с Pz.Kpfw.I Ausf.A, для Ausf.B неизвестны, но поставка заказанных танков в войска была завершена к середине 1937 года. Всего было выпущено 399 танков этой модификации, в двух сериях, по 253 и 146 единиц.

Броневой корпус и башня

Pz.Kpfw.I имел равнопрочное противопульное бронирование, дававшее надёжную защиту только от пуль винтовочного калибра и осколков некрупных снарядов. Корпус танка собирался из катаных листов гомогенной хромоникелевой броневой стали, толщиной от 5 до 13 мм, твёрдостью 530 HB. Сборка осуществлялась при помощи сварки, с частичным применением подкладного каркаса, служившего для повышения жёсткости корпуса. Несмотря на сварную конструкцию, для крепления отдельных деталей и узлов к корпусу широко применялись также соединения при помощи болтов и заклёпок, поначалу с плоскими, на танках поздних выпусков — с коническими пулестойкими головками.

Корпус танка состоял из двух основных частей: «ванны» шасси и «надстройки». Лобовая часть «ванны» состоит из 13-мм нижнего броневого листа, расположенного под углом в 25° к вертикали и 8-мм среднего бронелиста, расположенного под углом в 70°. Борта «ванны» состоят из цельных вертикальных 13-мм бронелистов. Кормовая часть также состоит из 13-мм бронелистов, верхнего и нижнего, расположенных под углами в 15° и 55°, соответственно. Днище танка состоит из 5-мм броневого листа. «Надстройка» корпуса состоит из подбашенной коробки, восьмигранной в плане формы, расположенной над боевым отделением и кормовой части, размещённой над моторным отделением. Вертикальные поверхности подбашенной коробки состоят из 13-мм бронелистов и расположены под углом в 21°, а её крыша состоит из 8-мм бронелиста. Кормовая часть надстройки несколько различается в зависимости от модификации танка. На Pz.Kpfw.I Ausf.A она состоит из 13-мм бортов, расположенных под углом в 6°, 13-мм же кормы, расположенной под углом в 22° и 8-мм крыши, имеющей наклон в 81°. У Pz.Kpfw.I Ausf.B кормовая часть имеет бо́льшую высоту и иные углы наклона крыши и кормового листа — 87° и 0°, соответственно. В некоторых источниках, впрочем, указываются иные толщины броневых листов: 14-мм вместо 13-мм для вертикальных поверхностей, 7-мм для крыши моторного отделения, а также 18-мм для лобового листа надстройки. Незначительно в различных источниках могут отличаться и углы наклона броневых листов. Боевое отделение отделялось от моторного противопожарной переборкой.

Одноместная башня Pz.Kpfw.I имела коническую форму и размещалась в правой части боевого отделения на роликовой опоре. Лобовая часть башни состояла из 13-мм броневого листа расположенного под углом в 8° к вертикали и цилиндрической маски орудия, состоявшей из бронелиста переменной толщины: от 15 мм в районе оси прохождения пулемётов до 7 мм в оконечностях. Борта и корма башни состояли из 13-мм бронелиста, расположенного под углом в 22°, а крыша башни состояла из 8-мм лобового и кормового бронелистов, расположенных под углами 81° и 90°, соответственно. Поворот башни осуществлялся вручную при помощи винтового механизма, обеспечивавшего полный поворот башни за 60 оборотов штурвала. Также командир имел возможность, отсоединив винтовой механизм, быстро поворачивать башню вручную при помощи рукоятки.

Для посадки и высадки, каждый из членов экипажа имел индивидуальный люк. Одностворчатый полукруглый люк командира находился на крыше башни, также в крышке этого люка имелся небольшой круглый лючок для флажковой сигнализации. Двухстворчатый люк механика-водителя находился в левом борту корпуса и крыше боевого отделения. Также в корпусе танка в районе моторного отделения имеются многочисленные люки для доступа к двигательной установке, а в среднем лобовом листе — люк для доступа к механизму поворота.


Вооружение

 

Вооружение Pz.Kpfw.I составляли два 7,92-мм пулемёта, MG-13 на Pz.Kpfw.I Ausf.A и Pz.Kpfw.I Ausf.B ранних выпусков и MG-34 на Pz.Kpfw.I Ausf.B поздних выпусков. MG-13 имели скорострельность в 680 выстрелов в минуту и начальную скорость пули 890 м/с, в то время как MG-34 отличались повышенной до 825 выстрелов в минуту скорострельностью, но меньшей начальной скоростью пули — 750 м/с. Часть танков оснащалась пулемётами MG-13k, отличавшимися от MG-13 укороченными стволами. Пулемёты снабжались электроспуском, спусковые крючки на их рукоятках были продублированы кнопками: на штурвале вертикальной наводки — для левого пулемёта и на штурвале поворота башни — для правого. Боекомплект пулемётов состоял из барабанных магазинов ёмкостью в 25 патронов, первоначально он составлял 61 магазин или 1525 патронов, но с 1936 года был увеличен до 90 магазинов или 2250 патронов.

Пулемёты устанавливались в спаренной установке в качающейся броневой маске, размещённой на цапфах в лобовой части башни. Левый пулемёт был жёстко закреплён в броневой маске, в то время как наводка правого могла смещаться относительно него при помощи специального устройства. Вертикальная наводка установки, в пределах −12…+18° осуществлялась вручную, как при помощи винтового механизма, так и простым её качанием при помощи рукояток пулемётов. Для наводки на цель использовался телескопический прицел «Цейсс» T.Z.F.2, откалиброванный на дистанции до 800 метров и имевший увеличение 2,5× при поле зрения в 28°. Кроме него командир мог, при приоткрытых люках броневой маски, использовать и простые диоптрические прицелы.

Средства наблюдения и связи

Для наблюдения за местностью экипажу Pz.Kpfw.I Ausf.A служили смотровые лючки и смотровые щели в части из них. Механик-водитель располагал четырьмя лючками. Один, большего размера, с бинокулярными смотровыми щелями, находился в лобовом верхнем бронелисте корпуса. Два других, с одиночными смотровыми щелями, находились в скошенных бортовых листах, спереди и позади посадочного люка механика-водителя. Ещё один лючок, без смотровой щели, размещался в кормовом листе надстройки. Командир имел для обзора один лючок со смотровой щелью в правом лобовом скошенном листе корпуса, а на первых 300 Pz.Kpfw.I Ausf.A также и в правом кормовом скошенном листе. Ещё шесть лючков располагались в башне: два, без смотровых щелей — по бортам башни; два, с одиночными смотровыми щелями — в кормовой её части и ещё два, без смотровых щелей — в маске орудия. Смотровые щели в лючках имели ширину 4 мм и снабжались с внешней стороны дефлекторами для отражения пуль и брызг свинца. С внутренней стороны, защита обеспечивалась триплексным стеклоблоком толщиной 12 мм, который мог заменяться броневой заслонкой. Набор смотровых приборов Pz.Kpfw.I Ausf.B был в целом идентичен, отличаясь лишь отсутствием кормового лючка механика-водителя.

Для внешней связи, Pz.Kpfw.I снабжались УКВ-радиоприёмником Fu 2. Радиопередатчиком снабжались лишь командирские машины, на танках он отсутствовал. Также все танки снабжались комплектом сигнальных флажков и ракетницей. Для внутренней связи между командиром и механиком-водителем служила переговорная труба.

Двигатель и трансмиссия

Одним из главных отличий основных модификаций Pz.Kpfw.I являлась силовая установка. Pz.Kpfw.I Ausf.A оснащались оппозитным 4-цилиндровым карбюраторным двигателем воздушного охлаждения модели «Крупп» M305. Двигатель имел рабочий объём в 3460 см³ и мог развивать максимальную мощность, по разным данным, 57 или 60 л. с. при 2500 об/мин. Двигатель устанавливался в лобовой части моторного отделения по продольной оси танка, по бокам от него располагались карбюраторы и воздушные фильтры. Топливом для M305 служил этилированный бензин с октановым числом 76, два топливных бака, ёмкостью 72 литра каждый, размещались в кормовой оконечности моторного отделения.

Pz.Kpfw.I Ausf.B оснащались рядным 6-цилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения модели «Майбах» NL 38 Tr. При рабочем объёме в 3800 см³, он мог развивать максимальную мощность в 100 л. с. при 3000 об/мин. Размещение двигателя в моторном отделении было аналогично Pz.Kpfw.I Ausf.A, но два топливных бака, общей ёмкостью 146 литров, размещались теперь по правому борту корпуса в изолированном отделении. Радиатор системы охлаждения двигателя и генератор занимали левую часть моторного отделения.

Трансмиссия Pz.Kpfw.I размещалась в лобовой части корпуса и частично — в боевом отделении и отделении управления. В её состав на Pz.Kpfw.I Ausf.A входили:
Редуктор с передаточным числом 0,763, соединённый непосредственно с двигателем и служивший как для снижения оборотов, так и для более низкого размещения карданного вала
Карданный вал, проходивший через всё боевое отделение
Двухдисковый главный фрикцион сухого трения, объединённый в общем блоке с коробкой передач и механизмами поворота
Пятискоростная (5+1) механическая коробка передач Aphon-Getriebe F.G.35 с синхронизацией для второй, третьей и четвёртой, а на коробках первых серий — также и пятой передачи.
Фрикционно-шестерёнчатый механизм поворота с ленточными тормозами
Однорядные бортовые передачи

Трансмиссия Pz.Kpfw.I Ausf.B была в целом схожа с Ausf.A, отличаясь однако отсутствием редуктора и иной коробкой передач — Aphon-Getriebe F.G.31, синхронизированной на второй — пятой передачах.

Ходовая часть

Ходовая часть Pz.Kpfw.I Ausf.A применительно к одному борту состояла из: сдвоенного ведущего колеса, четырёх одиночных обрезиненных опорных катков диаметром 530 мм, обрезиненного ленивца, опущенного на землю и игравшего роль пятого опорного катка и трёх обрезиненных поддерживающих катков. Опорные катки и ленивец — литые; опорные катки — алюминиевые, ленивец — стальной. Подвеска опорных катков — смешанная. Первый опорный каток подвешен индивидуально, на балансире, соединённом с пружиной и гидравлическим амортизатором. Второй и третий опорные катки, а также четвёртый опорный каток и ленивец сблокированы попарно в тележках с подвеской на листовых рессорах.

Поскольку на Pz.Kpfw.I Ausf.B корпус танка был удлинён, а также для улучшения характеристик подвески, в неё были добавлены пятый опорный и четвёртый поддерживающий катки. Пятый опорный каток заменил в системе подвески ленивец, который был поднят с грунта и заменён новым, меньшего диаметра и необрезиненным.

Гусеницы Pz.Kpfw.I — цевочного зацепления, мелкозвенчатые, двухгребневые, состоявшие из литых траков Kgs. 67 280-90 шириной 260 мм и с шагом 91 мм.

Гражданская война в Испании

Первое боевое применение Pz.Kpfw.I состоялось в ходе Гражданской войны в Испании 1936—1939 годов. Германия, поддерживавшая в ней франкистов, в сентябре 1936 года направила в Испанию добровольческий легион «Кондор», в состав которого входила танковая группа «Дроне» (нем. Panzergruppe Drohne — «трутень»), численностью в 180 человек. Вместе с группой в Испанию в октябре 1936 года прибыли и танки Pz.Kpfw.I Ausf.A. В большинстве источников, в том числе в отчётах группы, фигурирует цифра в 32 танка, но в отдельных источниках встречаются цифры и до 41машины. Помимо них, в состав группы входило также некоторое число командирских машин kl.Pz.Bf.Wg на базе Pz.Kpfw.I. Несмотря на то, что группа «Дроне», согласно германо-испанскому военному соглашению, должна была прежде всего заниматься обучением испанских танкистов и выступать в роли военных советников, составу группы нередко приходилось принимать участие и в боевых действиях.

Первое столкновение Pz.Kpfw.I с танковыми частями республиканцев, укомплектованными прежде всего поставленными СССР танками Т-26 с советскими и советско-испанскими экипажами, произошло 28 октября 1936 года. Уже первые бои выявили крайне низкие боевые качества германских танков. Как отмечалось в рапортах командира группы «Дроне», подполковника В. Тома составленных им в ноябре—декабре 1936 года:
Pz.Kpfw.I оказались совершенно неспособны бороться с лёгкими советскими танками. Несмотря на то, что 7,92-мм бронебойные пули марки S.m.K.H. пробивали броню Т-26 на дистанции в 120—150 метров, после первоначальных успехов, достигнутых с помощью их применения, советские танковые подразделения сменили тактику. Держась на значительных расстояниях, часто до 1000 метров, Т-26 попросту безнаказанно расстреливали немецкую технику, пользуясь подавляющим преимуществом 45-мм пушки, поражающей Pz.Kpfw.I практически на любой дистанции прицельной стрельбы.
Броня Pz.Kpfw.I выдерживала винтовочный и пулемётный огонь на близких дистанциях и часто выдерживала даже попадания малокалиберных фугасных снарядов. Вместе с тем, смотровые лючки порой самопроизвольно приоткрывались от пулевых попаданий, в результате чего рикошетирующие пули или брызги свинца попадали в танк. Смотровые щели уязвимы и неоднократно пробивались пулями даже небольших калибров, от которых стеклоблок не защищает. Очень уязвимыми являлись стволы пулемётов, не защищённые бронёй и часто выводившиеся из строя пулями. Уязвимым местом также являлся стык между броневой маской пулемётов и башней, через который часто проникали брызги свинца, поражая командира. В довершение, попадающие в подбашенную щель пули заклинивали башню.
 
Единственная известная фотография Pz.Kpfw.I с 20-мм пушкой «Бреда» (на заднем плане)

Единственным качеством Pz.Kpfw.I, однозначно положительно оценённым в рапорте Генерального штаба сухопутных сил вермахта, составленном 30 марта 1939 года по итогам применения танка в Испании, стала его надёжность. Не изменилась ситуация и с прибытием в декабре первой партии из 19 Pz.Kpfw.I Ausf.B. Всего до 1939 года в Испанию было поставлено 102 Pz.Kpfw.I, из которых примерно половина относилась к модификации Ausf.B.

Постепенно, к марту 1938 года, группа «Дроне» передала свои танки сформированному к тому времени испанскому 2-му танковому батальону, входившему в состав Испанского легиона. В составе этого подразделения, Pz.Kpfw.I участвовали в сражениях под Теруэлем, Брунете, Эбро и в Каталонском наступлении. Чтобы хоть как-то повысить боевые качества германского танка, делались попытки установить в его башню 20-мм автоматическую пушку «Бреда» mod. 35, однако известна лишь одна фотография Pz.Kpfw.I Ausf.A с этой пушкой, установленной в башне, увеличенной за счёт вставки дополнительной вертикальной секции. После победы франкистов и парада в Мадриде 19 мая 1939 года, в котором приняли участие и Pz.Kpfw.I, личный состав группы «Дроне» вернулся в Германию. Уцелевшие в боях Pz.Kpfw.I же остались в Испании, где они состояли на вооружении вплоть до конца 1940-х годов.

Вторая мировая война

В марте 1938 года, в ходе аншлюса Австрии, оснащённая Pz.Kpfw.I 2-я танковая дивизия совершила за двое суток 420-километровый марш-бросок. Несмотря на то, что поход обошёлся без боёв, в ходе него до 38 % Pz.Kpfw.I вышли из строя и были за неимением альтернативы брошены на обочинах дорог. После таких результатов, в дальнейшем Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II старались доставлять к району боевых действий на тяжёлых грузовых автомобилях, благодаря чему уже в октябре 1938 года, при оккупации Судетской области, небоевые потери танков удалось значительно сократить.

К началу Второй мировой войны, Pz.Kpfw.I уже уступили роль основного танка значительно более боеспособным Pz.Kpfw.II, а также отчасти — Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, поступившим в ещё малосерийное к тому времени производство. Несмотря на это, по состоянию на 15 августа 1939 года на вооружении Германии всё ещё числились 1445 Pz.Kpfw.I Ausf.A и Ausf.B, что составляло 46,4 % всей бронетехники Панцерваффе.




Польская кампания
 



Pz.Kpfw.I активно использовались в ходе Польской кампании, на 1 сентября 1939 года во фронтовых частях насчитывалось 973 танка этого типа или 38 % от общего числа танков в них. В ходе кампании, легкобронированные Pz.Kpfw.I без труда подбивались не только 37-мм противотанковыми пушками «Бофорс» wz.36, но и многочисленными лёгкими 7,92-мм противотанковыми ружьями kb ppanc wz. 35. Даже обстрел двигателя и топливных баков бронебойными пулями из обычных пулемётов для Pz.Kpfw.I уже был опасен. Малоэффективными из-за своего пулемётного вооружения оказывались Pz.Kpfw.I и при встрече с польскими танками, такими как 7TP. Тем не менее, Pz.Kpfw.I использовались во всех основных сражениях кампании. Как минимум один незначительно повреждённый Pz.Kpfw.I был захвачен польскими частями и позднее использован ими. Всего в ходе кампании было потеряно 320 Pz.Kpfw.I или 32,8 % от общего числа задействованных танков этого типа, однако из этого числа безвозвратные потери, то есть не подлежащие восстановлению или требующие капитального ремонта в заводских условиях машины составили лишь 89 единиц.

Французская кампания

С ростом объёмов производства средних танков Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, а также началом выпуска лёгких Pz.38(t), уже в ходе Польской кампании началось активное сокращение числа Pz.Kpfw.I в действующих войсках и массовое их переоборудование в САУ и машины специального назначения. В результате этого, а также боевых потерь, к началу Французской кампании число Pz.Kpfw.I в составе фронтовых частей сократилось до 554 единиц по состоянию на 10 мая 1940 года. Из-за низких боевых качеств, частям, вооружённым преимущественно Pz.Kpfw.I, с самого начала отводились второстепенные задачи, тогда как роль основной силы ложилась на максимально перевооружённые средними танками подразделения.

В ходе кампании, Pz.Kpfw.I пришлось вести бои в ещё более тяжёлых условиях, чем в Польше. Помимо противотанковой обороны, им противостояли также французские и британские танковые части, превосходившие их как количественно, так и качественно. За исключением сравнительно небольшой доли пулемётных танков, большинство французских и британских танков имели пушечное вооружение, а значительная их часть имела также противоснарядное бронирование, будучи совершенно неуязвимыми для Pz.Kpfw.I. Даже безнадёжно устаревшие FT-17 времён ещё Первой мировой войны, имевшие тем не менее пушечное вооружение, имели в бою преимущество над ним. Единственным положительным качеством, которое Pz.Kpfw.I сумел проявить в ходе кампании, стала его мобильность, вполне отвечавшая теории «блицкрига». В дополнение к хорошей подвижности, лёгкие Pz.Kpfw.I были способны преодолевать водные преграды по обычным сапёрным мостам типа «B» грузоподъёмностью 8 т, в отличие от Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, которым было необходимо дожидаться прибытия более грузоподъёмных переправочных средств. Вместе с тем, в ходе всей кампании, несмотря на её крайне успешное развитие, Pz.Kpfw.I несли тяжёлые по

Категория: Лёгкие танки | Добавил: ucoz (16.05.2010)
Просмотров: 805 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Оценка боевого применения

Первые оценки боевому применению Pz.Kpfw.I были даны уже в ходе Гражданской войны в Испании. Отзывы иностранных военных специалистов, прежде всего французских и британских, были в целом негативны, а на основании их делались и выводы о низких боевых качествах германских танковых дивизий. В схожем ключе высказывались и германские и итальянские эксперты, указывая на недостаточное бронирование и низкую проходимость малогабаритного танка, а также на то, что сравнительно высокая скорость Pz.Kpfw.I не давала ему в бою реальных преимуществ. Вместе с тем, как указывает историк Т. Йенц, хотя боевые действия германских танков в Испании порой в историографии расценивались как испытания новых техники и тактик германских бронетанковых войск, на самом деле применение Pz.Kpfw.I не имело ничего общего с тактикой нанесения массированных танковых ударов в стратегически важных точках, разработанной в Германии. Танки в Испании использовались не более чем в роли передвижных ДОТов, в небольших количествах и в маловажных боях, при этом его сильные стороны не находили применения, а слабые — прежде всего недостаточные вооружение и бронирование, проявляли себя в полной мере.

Сравнительно быстроходный и маневренный Pz.Kpfw.I в полной мере соответствовал германской концепции блицкрига, однако в середине 1930-х годов, когда создавался и производился Pz.Kpfw.I, германским войскам так и не довелось применить этот танк в условиях той войны, для которой он создавался. А к тому времени, когда вермахту довелось воплотить эту идею в жизнь — прежде всего во Французской кампании в 1940 году, Pz.Kpfw.I являлся уже откровенно устаревшим и играл небольшую роль по сравнению с более современными танками, по существу, оставаясь на вооружении лишь из-за нехватки более современных машин.


1  
Советско-германский фронт

К началу операции «Барбаросса», устаревшие Pz.Kpfw.I были в основном заменены в войсках средними и более совершенными лёгкими танками. Данные о численности остававшихся на вооружении вермахта к июню 1941 года Pz.Kpfw.I в разных источниках варьируют от 337 или 410 до 877 исправных танков этого типа, и 245 находящихся на ремонте или переоборудовании. Однако даже из этого числа, во фронтовых частях находилось лишь, по разным данным, от 74 до 152 или 162 Pz.Kpfw.I, которые использовались в основном лишь для того, чтобы восполнить нехватку более современных машин, возникшую в связи с формированием новых бронетанковых частей.

На советско-германском фронте Pz.Kpfw.I оказались ещё в более тяжёлом положении, чем во Франции. Вновь, несмотря на успешный ход наступления и то, что Pz.Kpfw.I выступали на второстепенных ролях, слабо защищённые и вооружённые танки этого типа несли тяжёлые потери как от противотанковой обороны, так и от огня советских танков, в большинстве своём вооружённых высокоэффективными против него 45-мм и 76-мм пушками. На 18 сентября 1941 года, в строю оставалось лишь 156 Pz.Kpfw.I, всего же к концу года счёт потерь достиг 428 танков этого типа, в том числе 172 машины были потеряны безвозвратно. Высокие потери, в сочетании с изношенностью шасси, быстро сокращали их число в боевых частях. Практически все немногочисленные остававшиеся на советско-германском фронте Pz.Kpfw.I были потеряны зимой 1941/1942 годов, общие потери за 1942 год составили лишь 92 танка этого типа В том же году устаревший танк был окончательно снят с вооружения бронетанковых частей.


Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz
    МАТЕРИАЛ ЧАСТИЧНО ВЗЯТ И ПЕРЕВЕДЕН С wikipedia.org