К середине 1918 года страны Антанты накопили достаточно боевого опыта в плане использования танков. Составлявшие в то время основу бронетанковых подразделений британские тяжелые танки Mk.IV обладали слишком низкой скоростью и огромными размерами, что делало их отличными мишенями на поле боя. Вместе с тем, откровенно слабое бронирование, пулеметное вооружение танков модификации "Female” и высокая уязвимость ходовой части недостатками не считались. В итоге жизнь "ромбов” была продлена в виде модификаций Mk.VIII, Mk.VIII и Mk.IX. Впрочем, определённый прогресс в британском танкостроении всё же наблюдался. Стоит хотя бы вспомнить средний танк Mk.A "Whippet”. Однако эта машина оказалась слишком сложной в управлении и обладала ещё меньшей степенью удобств в работе экипажа. Тогда и без экспериментов стало очевидным, что Западному фронту требуется танк, который совместил бы в себе повышенную проходимость тяжелых "ромбов” и подвижность более лёгких "борзых”. Это вызвало к жизни проекты средних танков Mk.B и Mk.C, однако наиболее оригинальным выглядел проект Medium Tank Mark D (сейчас используются названия Medium D), разработка которого началась всего за месяц до завершения 1-й Мировой войны, в октябре 1918 года. По замыслу создателей в танк закладывалась возможность преодолевать рвы и траншеи шириной не менее 3 метров, но при этом предстояло обеспечить круговой обстрел из вооружения установленного в рубке в носовой части корпуса. Эти требования вызвали появление довольно странной, по сегодняшним меркам, ходовой части. Танк получился весьма длинным (его полная длина превышала 9 метров), а общее число опорных и натяжных катков одинакового диаметра стало поистине рекордным – 28 штук на каждый борт. Система подвески опорных катков - канатная. Необычным было размещение ведущих колёс, которые имели заднее расположение и находились заметно выше ленивцев (направляющих колёс). В отличии от других британских танков поддержки пехоты в ходовой части Medium Tank Mark D применялись поддерживающие ролики, по 5 штук с каждого борта. Элементы подвески "жесткого” типа и прочие наружные части шасси прикрывались бронированными щитами. На танке использовались гидравлические тормоза. Абсолютно другой стала конструкция гусениц. Вместо привычных "сплошных” литых траков с гребнями применялась оригинальная гусеничная лента, так называемого "скелетного типа”, когда мелкозвенчатые траки крепились на составной металлическое ленте с большими промежутками. Это давало определённые преимущества в преодолении препятствий и передвижении по мягкому грунту, но создавало массу проблем в эксплуатации. Подобное решение впоследствии применялось на французских тяжелых танках Char de Bataille 1921 (1924-1926 гг.) и на американском Medium Tank Model A (1921 г.). Компоновка танка была близка к "классической”. Как уже упоминалось, в носовой части корпуса находилась надстройка, где размещался экипаж и вооружение. На крыше надстройки была установлена наблюдательная командирская башенка со смотровыми щелями. В состав экипажа входило четыре человека: водитель, механик, командир танка и пулеметчик. Вооружение, относительно тяжелых "ромбов” и даже средних Mk.В\Mk.C, оказалось не очень внушительным и состояло лишь из трёх 7,7-мм пулеметов – один устанавливался спереди по центру и два по бортам. Прорабатывался вариант с 57-мм пушкой, но он так и остался на бумаге. Бронирование также оказалось довольно слабым. Лоб и борта корпуса были выполнены из 10 мм бронелистов, крыша – из 8 мм. Единственным положительным отличием было наличие авиационного бензинового двигателя Armstrong-Siddley "Puma” мощностью 240 л.с. Важной особенностью Medium Tank Mark D были его амфибийные качества. Обеспечивались они не специальными приспособлениями вроде деревянно-металлических или пробковых поплавков (как это делалось на лёгких танков), а конструкцией самого корпуса.
Деревянный макет Medium Tank Mark D был представлен военной комиссии в ноябре 1918 года. Проект получил одобрение со стороны военного ведомства и даже после завершения войны работы над ним продолжались. Первый прототип был предъявлен на испытания в 1920 году и мало чем отличался от макета. Как оказалось, старания британских инженеров не пропали зря – при боевой массе 13,5 тонн танк сохранил проходимость ромбовидных машин и мог развивать максимальную скорость до 37 км\ч (по другим данным - до 43 км\ч), что также было своеобразным рекордом для машин этого типа. Стоит отметить, что прототип испытывался без вооружения. В 1921 году проводились эксперименты по форсированию глубоких бродов и доведения танка до полноценного амфибийного варианта, но закончились они неудачно. Хотя на воде танк показал скорость до 5 км\ч запас его плавучести оказался ничтожным. Даже при небольшом волнение преодоление водных препятствий на этой машине становилось опасным занятием, а для входа и выхода танка из воды требовалось пологое и твердое дно. Понятно, что удовлетворить все эти требования в боевой обстановке было просто невозможно. Больше того, эксплуатационные трудности оказались намного выше предполагаемых. Танк оказался слишком сложным, как в обслуживании, так и в изготовлении. Особенно много проблем доставляла ходовая часть.
В том же году была проведена модернизация танка. Сначала был опробован вариант Medium Tank Mark D* с незначительно измененной ходовой частью, а затем появился вариант Medium Tank Mark D**, у которого была доработана надстройка корпуса, установлены две небольшие наблюдательные башенки и появились характерные "ребра" на передней части шасси. Однако ни одна из предложенных модификация Medium Tank Mark D британскую армию уже не интересовала. К этому времени военное ведомство определилось с новым типом среднего танка – им должен был стать Medium Mk.I фирмы Vickers, а остальные машины постепенно снимались с вооружения. БОЕВАЯ МАССА 13500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 9144
Ширина, мм 2145
Высота, мм 2770
ВООРУЖЕНИЕ три 7,7-мм пулемета Hotchkiss
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметные оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб и борт корпуса - 10 мм надстройка - 10 мм крыша и днище - 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Armstrong-Siddley "Puma”, карбюраторный, мощностью 240 л.с.
ТРАНСМИССИЯ ?
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 28 опорных и натяжных катков, 5 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ 37 км/ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, м около 1,00
Ширина рва, м около 3,00
Глубина брода, м плавающий
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали
|