ВСЕ О БРОНЕТЕХНИКЕ
Четверг, 25.04.2024, 16:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | БРОНЯ | Регистрация | Вход
ТАНКОДРОМ

Категории раздела
Лёгкие танки [14]
Средние танки [19]
Тяжёлые танки [24]
Танкетки [3]
Крейсерские танки [0]
Пехотные танки [0]
Плавающие танки [7]
САУ [18]
Основные боевые танки [7]
Ракетный танк [5]
Противотанковые САУ [22]
Огнемётные танки [9]
летающий танк [2]
БМП, БМД, БРДМ и аналогичные [13]
БТР [9]
Бронеавтомобили [28]
Бронированные тягачи [7]
Зенитные самоходные установки (ЗСУ)(ЗРК) [11]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » СССР и Россия бронетехника » Бронированные тягачи

АТ «Коминтерн»
 

Промышленный гусеничный трактор "Коммунар", который Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) им.Коминтерна начал выпускать с 1924 года по образцу немецкого трактора "Ганомаг ВД-50", с конца 1920-х годов широко использовался в Красной Армии для буксировки новых тяжелых артсистем, неподъемных конной тягой. С учетом его основного применения завод непрерывно поднимал мощность двигателя и скорость движения, доведя их в последней модификации "3-90" до 90 л.с. и 15 км/ч. Но это был уже предел для устаревшей машины. К тому же она перестала устраивать артиллеристов по своим тяговым свойствам, подвижности, надежности и удобству применения. Армии требовался специальный быстроходный средний гусеничный тягач для буксировки орудий массой до 10 т, а также для выполнения в войсках тяжелых транспортных работ. В 1930 году по заданию Главного артиллерийского управления ХПЗ начал разработку такого тягача под руководством Б.Н.Воронкова (ведущие конструкторы Д.М.Иванов, Д.Ф.Бобров). К 7 ноября 1931 года на заводе построили три опытных образца. 
Тягач, названный "Коминтерн", развивал скорость до 18 км/ч, имел новую подвеску и ходовую часть, однако при небольшой массе (7 т) и мощности (65 л.с.) показал недостаточную силу тяги. К тому же у него, как и у "Коммунара", отсутствовали грузовая платформа, лебедка и закрытая кабина. После полигонных испытаний, проведенных в 1932 году, доводкой тягача занималась в тракторно-конструкторском бюро (ТРК) бригада во главе с Н.Г.Зубаревым (Б.Н. Воронков перешел на ХТЗ), куда также вошли инженеры А.Г.Гулита и В.П.Каплин. На "Коминтерн" установили оригинальный, специально разработанный двигатель увеличенной мощности, ходовую часть и подвеску использовали от танка Т-24, ранее выпускавшегося заводом, повысили скорость и силовой диапазон в трансмиссии, установили кабину автомобильного типа для экипажа и платформу для перевозки орудийного расчета, боекомплекта и снаряжения. Впервые в отечественной практике на тягаче была применена лебедка с тяговым усилием, сопоставимым с массой прицепа, и он стал соответствовать всем предъявленным тогда артиллеристами требованиям к быстроходной гусеничной машине для выполнения тяжелых транспортных работ в условиях бездорожья и вскоре был принят на снабжение Красной Армии. 
С апреля и до конца 1934 года была выпущена первая установочная партия в 50 единиц. С 1935 года зааод перешел к серийному производству. Из-за большого объема ручных 


подгоночных работ оно осуществлялось путем стендовой сборки, что позволяло выпускать от 25 до 32 тягачей в месяц. 
В параде на Красной площади "коминтерны" впервые приняли 
участие 1 мая 1937 года, а в ноябре из Севастополя в Китай морским путем было отправлено 30 машин. 
  Артиллерийский тягач "Коминтерн" имел классическую, очень удобную в работе и обслуживании компоновку грузового автомобиля, с передним расположением двигателя, последовательно установленными за ним кабиной, грузовой платформой и задними ведущими колесами. Внутри рамы под полом кабины и кузова располагались все агрегаты трансмиссии и тяговая лебедка (с выдачей троса назад). Двигатель "КИН" - оригинальный, четырехцилиндровый, рабочим объемом 15,095 л, четырехтактный, жидкостного охлаждения, верхнеклапанный, с двумя съемными головками - был нетребователен к топливу (работал на любом бензине, но предпочтительно на автобензине второго сорта и на смеси его с лигроином и керосином, так как имел степень сжатия всего 4,65) и хорошо заводился мощным электростартером или безопасной пусковой рукояткой с понижающим редуктором даже при низких температурах. Из-за своей переразмерности (масса с маховиком - около 1000 кг) и относительной тихоходности он отличался выносливостью и надежностью, свободно выдерживая все межремонтные пробеги (2000 км) даже в тяжелых армейских условиях. Карбюратор - типа "Солекс" (собственного изготовления ХПЗ), зажигание - от магнето с пусковым ускорителем. Система смазки была специально приспособлена для устойчивой работы на подъемах до 40°. Приводы всех вспомогательных агрегатов - шестеренные, каких-либо ременных передач, а следовательно и связанных с ними отказов, двигатель не имел. Подача топлива из баков производилась ручным воздушным насосом. С 1939 года дополнительно стал устанавливаться топливный насос ЗИС-5 с приводом от двигателя. 
Главный фрикцион - двухдисковый (сталь по ферродо), с тормозом, облегчавшим переключение передач. Коробка передач - пятиступенчатая с силовым диапазоном 7,61 (против 3,81 у трехступенчатой на "Коммунаре") - обеспечивала как движение с "ползучей" скоростью 2,6 км/ч и тяговым усилием 6800 кгс, так и максимальную, высокую по тем временам скорость до 30,5 км/ч по шоссе. С главной передачей КП связывал карданный вал с шарнирами "Макеник", не требующий точной центровки агрегатов. Бортовые фрикционы и тормоза располагались на мало-нагруженных продольных ведущих валах главной передачи, что значительно уменьшало ширину трансмиссии и гусеничного хода - решение, больше не встречавшееся в отечественной практике. Работавшие на минимальном входном крутящем моменте бортовые фрикционы "Коминтерна", имевшие чугуные ведомые диски и стальные ведущие, обладали высокой износостойкостью и не требовали от водителя больших усилий при отключении. 
Рама тягача - цельносварная, замкнутая, из двух продольных швеллеров, связанных поперечинами, косынками и раскосами. Заднее тягово-сцепное устройство - пружинный поворотный крюк, удобный и надежный. 
Подвеска - пружинная (свечная), на четырех балансирных тележках, очень эластичная (ход подвески - 72 мм), что в сочетании с обрезиненными опорными и поддерживающими катками позволяло двигаться по бездорожью с высокой средней скоростью без разрушения ходовой части. 
Гусеница - облегченная, танкового типа, с гребневым зацеплением, с почвозацепами высотой 50 мм, чго обеспечивало необходимое сцепление с грунтом и. передвижение по дорогам с твердым покрытием без повреждения полотна. При езде по слабым грунтам и обледенелым дорогам сцепные свойства были недостаточны (тягач буксовал на подъеме в 5 - 6°, сползал на обочину, не мог двигаться по косогору), но они значительно повышались при установке на траки одинарных и двойных шпор. 


Деревянная кабина с металлической обшивкой использовалась от грузовика ЗИС-5 с небольшими переделками, вызванными спецификой тягача (в частности, место водителя располагалось справа). Все окна, в том числе и заднее, могли открываться, что способствовало лучшей вентиляции. За кабиной находились два металлических бензобака по 275 л. На грузовой платформе автомобильного типа площадью 5,36 м3, с откидными бортами и съемным тентом, на двух поперечных сиденьях и на скамейке над бензобаками располагался расчет. 
Электрооборудование 12-вольтовое, с достаточным ассортиментом приборов освещения и сигнализации, на уровне автомобилей тех лет. Лебедка с горизонтальным барабаном (тяговое усилие - до 10 000 кгс), тросом длиной 30 м и диаметром 22 мм была связана с отбором мощности коробки передач через червячный редуктор и открытую цилиндрическую пару. Торможение барабана производилось из кабины. 
Армейские испытания "Коминтерна", проведенные в августе - ноябре 1937 года, показали, что, несмотря на архаизм отдельных решений, машина получилась добротной. Максимальная скорость по шocce в колонне составляла 21 км/ч, средняя по шоссе - 16 км/ч, по грунту - 12 км/ч, средняя по проселку - 6 - 8 км/ч. Максимальный подъем без прицепа - 30°, подъем с прицепом - до 17°, без прицела - до 25° (такой же и спуск), косогоры - до 19°, канава - до 1,3 м, брод (с подготовкой) - 1 м, стенка - 0,7 м. 
При эксплуатации отмечались большой расход топлива (порой до 5 кг на 1 км); малая поперечная устойчивость из-за относительно узкой колеи и высокого центpa тяжести (отсюда и недостаточная поворачиваемость - радиус поворота 4,5 м) или, наоборот, - излишняя путевая устойчивость; отдельные случаи спадания гусениц - из-за неудачной конструкции ведущей звездочки; износ главного фрикциона; скручивание первичного вала КП. В связи с большим числом точек смазки, наличием в ходовой части подшипников скольжения и слабых уплотнений, техобслуживание тягача было трудоемким. Всего за время производства было выпущено 1798 тягачей "Коминтерн". В армии (туда попало 1712) они служили долго и

С их помощью резко повысилась тактическая и оперативная подвижность артиллерии. Эти машины могли 
буксировать практически весь парк тяжелых артиллерийских систем: 76-мм зенитные пушки образца 1931 года, 85-мм зенитные пушки образца 1939 года, 122-мм пушки образца 1931/37 года, 122-мм гаубицы образца 1938 года, 152-мм гаубицы образца 1934/36 года, 152-мм пушки образца 1935 года (БР-2), 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20), 203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4). На довоенных парадах они обычно возили 122-мм корпусные пушки образца 1931/37 года (А-19) и 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20). 
По состоянию на 1 января 1941 года в Красной Армии находилось 1017 "коминтернов" (4,7% парка специальных артиллерийских тягачей), хотя по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, их должно было быть 6891. На 22 июня того же года в войсках их имелось 1500. 
В годы Великой Отечественной "коминтерны" принимали самое активное участие в боевых действиях, неся при этом сравнительно небольшие потери. Запасные части к ним, естественно, уже не выпускались, но, благодаря добротности и надежности конструкции, они уверенно выдерживали все межремонтные пробеги. Например, двигатель в тяжелых фронтовых условиях, как правило, выдерживал 2000 км пробега всего с одной перетяжкой шатунных подшипников. На 1 января 1943 года в артиллерии оставалось всего 385 таких тягачей, еще некоторое количество эксплуатировалось в других родах войск, в том числе и танковых. 
Летом - осенью 1943 года в НАТИ были проведены углубленные испытания тягача "Коминтерн" по новой методике. Двигатель, как и ожидалось, развил меньшую, чем по техзаданию, мощность (сказывался износ), но все же достаточно высокую - 126 л.с. при 1250 об/мин. Удельный расход топлива оказался, действительно, велик даже для степени сжатия 4,65 - 326 г/э.л.с.ч, что давало минимальный километровый расход на пятой передаче 1,4 кг. Коэффициент сцепления гусениц с грунтом был явно мал (f = 0,593), но, тем не менее, соответствовал уровню других быстроходных гусеничных тягачей с так называемой танковой гусеницей с мелким рисунком грунтозацепов. Отмечалось, что передаточные числа в коробке передач выбраны правильно, а это обеспечивало при движении на всех передачах запас тяговых усилий более 20%, на пятой передаче - даже более 40%. Благодаря чему "Коминтерн" уверенно буксировал штатный прицеп на пятой передаче по дорогам любого класса, развивая при этом тяговое усилие 340 кгс при скорости 27,8 км/ч. Максимальная сила тяги с перегрузкой (на первой передаче) была реализована большая, чем полученная ранее на армейских испытаниях - 7500 кгс при скорости 2,3 км/ч, причем перегрузка тягача, вызывающая остановку двигателя, сопровождалась сильным буксованием, приближающимся к полной пробуксовке гусениц - идеальный случай тягово-скоростного баланса. 

К концу войны в действующей армии еще находилось 568 машин (потери с 1 сентября 1942 года составили всего 56 единиц). До наших дней не уцелело ни одного "Коминтерна", хотя в музее НИИ-21 такой тягач сохранялся до 1967 года.

Год выпуска 1934
Число мест в кабине 2
Число мест в кузове 12
Масса, т 10,64
Масса груза, кг 2000
Масса прицепа, т 12 
  14 - с перегрузкой
Габариты, м 
  длина 
  ширина 
  высота 
  клиренс  
  5,765 
  2,208 
  2,538 
  0,4
Удельное давление 
на грунт, кг/см2 0,49
Двигатель дизельный, КИН 
131 л.с.
Макс. скорость, км/ч 30,5
Запас хода, км по шоссе - 220 
  по грунту - 170
Запас топлива, л 550
Выпущено, шт 1798

Категория: Бронированные тягачи | Добавил: ucoz (14.11.2011)
Просмотров: 2094 | Комментарии: 143 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz
    МАТЕРИАЛ ЧАСТИЧНО ВЗЯТ И ПЕРЕВЕДЕН С wikipedia.org