ВСЕ О БРОНЕТЕХНИКЕ
Четверг, 19.10.2017, 03:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | БРОНЯ | Регистрация | Вход
ТАНКОДРОМ

Категории раздела
Лёгкие танки [12]
Средние танки [8]
Тяжёлые танки [7]
САУ [10]
Противотанковые САУ [5]
Зенитные самоходные установки (ЗСУ)(ЗРК) [6]
Бронетранспортёры \ Бронеавтомобили [23]
БМП, БМД, БРДМ и аналогичные [10]
Основные боевые танки [2]
Танкетки [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Бронетехника США » Лёгкие танки

M24 Chaffee

M24 (англ. Light tank M24) — лёгкий танк США времён Второй мировой войны. Широко известен также под его британским названием «Чаффи» (англ. Chaffee) или, реже, «Генерал Чаффи» (англ. General Chaffee), данным ему в честь Э. Р. Чаффи-младшего, первого командира танковых войск США. Создан в 1943—1944 годах, серийное производство было начато в апреле 1944 года и продолжалось до августа 1945 года, всего был выпущен 4731 танк этого типа. M24 принимал участие во Второй мировой войне, хотя из-за сравнительно позднего появления использовался войсками в ограниченных количествах. После окончания войны M24 оставался на вооружении США до начала 1950-х годов и активно использовался в Корейской войне.


Около 4400 M24 было поставлено союзникам США и нейтральным странам, танк использовался ими в Индокитайской, Алжирской, Вьетнамской и Третьей индо-пакистанской войнах. Модернизируясь в ряде использовавших его стран, M24 оставался на вооружении ряда государств на протяжении нескольких десятилетий, прежде чем был заменён более современными типами танков. По состоянию на начало 2000-х, M24 всё ещё состоят на вооружении некоторых стран.

Предпосылки к созданию M24

На момент вступления США во Вторую мировую войну наиболее современным типом лёгкого танка, стоявшим на вооружении армии США, являлся лишь недавно запущенный в производство M3 / M5. Однако уже первые итоги боевого применения M3 в Северной Африке в конце 1941 — начале 1942 года показали, что его 37-мм пушка явно устарела и уже не являлась адекватным оружием. Опыт Тунисской кампании показал, что для сколько-нибудь успешной борьбы со средними танками противника или противотанковыми пушками, лёгкий танк должен быть вооружён сравнимым орудием. В качестве возможных вариантов рассматривались 57-мм пушка M1 или 75-мм пушка M3, стоявшая на средних танках M3 и M4. В конце 1942 года были проведены эксперименты по установке 75-мм пушки M3 на САУ M8, использовавшую шасси M5, с целью определить принципиальную возможность использования столь мощного орудия лёгким танком. Испытания прошли успешно, но в башне M5 места для установки более мощного орудия не было, как и не было возможности установить на танк существенно бо́льшую башню. Вдобавок, сам M5, являвшийся результатом постепенной модернизации конструкции середины 1930-х, к 1942 году явно устарел. Требовалось создание полностью нового танкового шасси.

Первая попытка создать замену M3 / M5 закончилась провалом. Опытный танк T7, создававшийся как лёгкий, ещё на стадии проектирования вышел за 20-тонный лимит массы, установленный армией США для лёгких танков. Это повлекло его переклассификацию в средний, после чего его броня и масса были ещё более увеличены. В итоге, появившаяся к осени 1942 года машина, классифицированная как средний танк M7, не имела решающих преимуществ перед уже находившимся в производстве M4 и серийно так и не выпускалась. В результате всего этого, бронетанковые подразделения США, как и Великобритании, нового лёгкого танка так и не получили, и практически до самого 1945 года были вынуждены использовать уже совершенно не отвечавшие условиям боя M3 / M5.

T24



В марте 1943 года были сформулированы требования к новому лёгкому танку, получившему проектное обозначение T24. Он должен был использовать ту же двигательную установку, что и M5, быть вооружённым 75-мм пушкой и при этом иметь вес не более 20 тонн. 29 апреля 1943 года программа его разработки получила официальное одобрение. Заказ на создание танка был выдан подразделению «Крайслер» фирмы «Дженерал Моторс». Ограничение по массе сильно осложнило установку на T24 сравнительно тяжёлой пушки M3. Было решено установить на танк только что разработанную облегчённую 75-мм пушку T13E1, впоследствии получившую обозначение M6, изначально предназначенную для установки на штурмовой вариант самолёта B-25.

2 сентября 1943 года T24 был принят на вооружение, и был выдан заказ на производство первой серии из 1000 машин, вместо такого же количества уже запланированных к выпуску M5. Первый прототип новой машины был закончен 15 октября того же года и поступил на испытания на Абердинский полигон. После устранения выявленных во время испытаний многочисленных проблем, серийное производство T24 было начато в апреле 1944 года на заводах подразделения «Кадиллак» фирмы «Дженерал Моторс». В июле к производству танка подключилась также заводы компании «Мэсси Харрис». Приказом от 22 июня того же года T24 был стандартизирован как лёгкий танк M24 (англ. light tank M24), одновременно устаревшие танки M5 были переведены в категорию «ограниченно стандартных». Для поставок по программе ленд-лиза танк, в соответствии со сложившейся практикой, получил имя собственное — «Чаффи» (англ. Chaffee), в честь Э. Р. Чаффи-младшего, первого командира танковых войск США. Производство M24 продолжалось на обоих предприятиях «Мэсси Харрис» и «Дженерал Моторс», вплоть до июня и июля 1945 года, соответственно, и было свёрнуто в связи с близившимся окончанием Второй мировой войны. Всего был выпущен 4731 танк этого типа. Стоимость производства одного M24 на 30 сентября 1945 года составляла $39 653, но в эту сумму не входили вооружение, оптические приборы и некоторые другие части, которые поставлялись заводу-изготовителю «бесплатно» (англ. free of charge).

Дальнейшее развитие

Значительным изменениям в ходе серийного производства M24 не подвергался. Единственным заметным изменением, пошедшим в серию, было введение на машинах поздних выпусков креплений для установки на M24 комплекта понтонов, превращавших его в плавающий танк. Эти понтоны были разработаны в 1944 году, по типу японских плавающих танков, таких как «Ка-Ми». Схема их использования была такова: оборудованная понтонами машина должна была сгружаться с борта десантного корабля, добираться до занятого противником берега вплавь, после чего сбрасывать понтоны и вступать в бой. В серийное производство понтоны, однако, так и не поступили, поскольку будучи необходимого для удержания на плаву 18-тонной машины объёма, они увеличивали её длину более чем вдвое, делая недопустимо неповоротливой.

Другие попытки усовершенствования M24, предпринятые во время Второй мировой войны, так и не вышли за стадию опытных образцов, прежде всего из-за прекращения всех работ по танку с её окончанием.

В 1943 году, сразу после принятия T24 на вооружение, была начата разработка его варианта, оснащённого радиальным авиационным мотором «Континенталь» R-975 мощностью 400 л. с. при 2400 об/мин. Первый прототип T24, завершивший ходовые испытания, 15 марта 1944 года был передан заводу ACF для переоборудования в прототип нового варианта, получившего обозначение T24E1. Для размещения более крупного двигателя пришлось переделать кормовую часть и крышу моторного отделения, кроме того, была заменена трансмиссия, в остальном танк заметным изменениям не подвергся. 10 октября 1944 года законченный прототип T24E1 был передан на испытания Абердинскому испытательному полигону. T24E1 показал значительно лучшие ходовые качества, чем M24, его максимальная скорость достигала 77 км/ч. Однако работа новой трансмиссии была признана ненадёжной. Поиск путей устранения этого недостатка продолжались до ноября 1945 года, когда все работы по дальнейшему совершенствованию танка были прекращены.

Для повышения огневой мощи танка в июле 1947 года была создана спаренная установка T122, состоявшая из двух 12,7-мм пулемётов M2HB или двух 7,62-мм M1919. T122 представляла собой защищённую 13-мм бронёй башенку с круговым обстрелом, устанавливавшуюся на месте командирской башенки. В опытном порядке один серийный M24 был оснащён такой установкой и программа испытаний продолжалась до июня 1948 года, но в итоге на вооружение T122 принята так и не была.

Описание конструкции

Компоновка танка с задним расположением двигателя и передним — агрегатов трансмиссии. Экипаж танка состоял из четырёх или пяти человек. В отделении управления располагались механик-водитель и помощник водителя, выполнявший также функции стрелка из лобового пулемёта. В башне обычно в небоевых условиях размещались двое — командир и наводчик, в этом случае в бою помощник водителя перемещался в башню и становился заряжающим. На командирских машинах помощник водителя выполнял функции радиста, из-за чего в состав экипажа вводился отдельный заряжающий.

Броневой корпус и башня

Броневая защита M24 — противопульная, дифференцированная. Корпус и башня танка собирались при помощи сварки из стальных катаных гомогенных бронелистов и бронеплит толщиной 10, 13, 19 и 25 мм и нескольких литых деталей.

Броневой корпус M24 имел коробчатую форму без надгусеничных ниш, собирался целиком из катаных бронеплит с применением рациональных углов наклона. Лобовая часть танка образована двумя сходящимися клином бронеплитами 25-мм толщины, верхняя из которых была расположена под углом в 60° к вертикали, а нижняя — под углом в 45°. В плане броневой корпус имел трапециевидную форму, слегка сужаясь к нижней части. Борта корпуса были образованы четырьмя бронеплитами, расположенными под углом в 12°, 19-мм толщины по бортам моторного отделения и 25-мм — по бортам боевого отделения и отделения управления. Корма состояла из двух 19-мм бронеплит, вертикальной верхней и расположенной под углом в 42° нижней. Крыша танка собиралась из нескольких 13-мм бронелистов, а днище корпуса имело толщину 10 мм под моторным отделением и 13 мм под боевым отделением и отделением управления. Моторное отделение отделено от боевого тонкой переборкой.

Башня трёхместная, сложной геометрической формы, с кормовой нишей и низкопрофильной командирской башенкой. Конструкция башни смешанная: борта и корма собирались из катаных бронеплит толщиной 25 мм, крыша башни была образована 13-мм бронелистом; лоб башни и маска орудия — литые, толщиной 38 мм. Борта башни имели наклон в 20° в нижней части и 25° — в верхней, лоб и корма башни — вертикальные. Башня размещалась на подбашенной коробке на шариковой опоре. Вращение башни осуществлялось при помощи электропривода, полный оборот башня совершала за 15 секунд. В случае отказа электропривода имелась возможность поворота башни вручную, при помощи винтового механизма. Полик башни отсутствовал, сиденья членов экипажа размещались на её стенках. Сиденье командира размещалось слева от орудия, сиденья наводчика и заряжающего — справа.

Вооружение

Основным вооружением M24 являлась нарезная полуавтоматическая 75-мм танковая пушка M6. По баллистике она была идентична пушкам M2 и M3, стоявшим на средних танках M3 и M4, но отличалась облегчённой конструкцией, в частности, более тонкими стенками ствола, что приводило к его повышенному нагреву при интенсивной стрельбе и пониженной живучести. Длина ствола орудия — 37,5 калибров / 2813 мм, начальная скорость бронебойного снаряда — 619 м/с. Вес орудия в сборе — 186 кг.

Пушка размещалась в спаренной с пулемётом установке M64. Горизонтальное наведение осуществлялось поворотом башни, вертикальное — приводимым вручную винтовым механизмом, углы возвышения орудия −10…+15°. Для наведения на цель применялись телескопические прицелы M71G и M38A2 и перископический прицел M4A1. Для стрельбы с закрытых позиций орудие оборудовалось боковым уровнем M21 и прицельными квадрантами M1 и M9. Также орудие было оснащено стабилизатором в вертикальной плоскости.

Боекомплект орудия составлял 48 унитарных выстрелов, размещавшихся в ящиках на полу боевого отделения, укладка выстрелов — «мокрая», с заливкой ящиков водой, смешанной с антифризом. По применяемым боеприпасам M6 была унифицирована с M3, в боекомплект орудия входили калиберные бронебойные, осколочно-фугасные и дымовые снаряды. Для M6 был также разработан подкалиберный бронебойный снаряд T45, обладавший значительно большей бронепробиваемостью, но в серийное производство он так и не поступил.

Вспомогательное вооружение M24 состояло из двух 7,62-мм пулемётов M1919A4 и одного 12,7-мм пулемёта M2HB. Один из M1919A4 был спарен с пушкой, а другой размещался в шаровой установке в лобовой части корпуса. M2HB располагался на турельной установке на крыше башни и предназначался прежде всего для стрельбы по воздушным целям. Боекомплект пулемётов составлял 3750 7,62-мм и 440 12,7-мм патронов. Кроме этого, танки оборудовались 50,8-мм казнозарядным дымовым миномётом M3, установленным в маске орудия, его боекомплект составлял 14 мин.

Для самообороны экипажа танк оснащался четырьмя 11,43-мм пистолетами-пулемётами M3 и 24 магазинами по 30 патронов к ним.

Средства наблюдения и связи

Для наблюдения за полем боя командир танка, водитель и помощник водителя имели по перископу M6, командир также мог вести наблюдение через окошки командирской башенки.

Для внешней связи все M24 оборудовались радиостанцией, размещавшейся в кормовой нише башни, на линейных машинах — модели SCR 508, SCR 528 или SCR 538. Все они имели только голосовой режим связи, на дальность до 15 км. На командирских танках устанавливалась более мощная радиостанция SCR 506, размещавшаяся в лобовой части корпуса, у рабочего места помощника водителя, становившегося в этом случае радистом. SCR 506 имела дальность связи до 80 км в голосовом и 120—160 км в телеграфном режиме. Для внутренней связи служило танковое переговорное устройство на всех пятерых членов экипажа, объединённое с радиостанцией.

Двигатель и трансмиссия

Двигательная установка M24 использовала ту же систему, что и у танка M5, и состояла из двух спаренных V-образных 8-цилиндровых четырёхтактных карбюраторных автомобильных двигателей жидкостного охлаждения «Кадиллак» Series 44T24. Рабочий объём каждого двигателя — 2,32 л, максимальная развиваемая мощность — 148 л. с. при 3200 об/мин. Реальная мощность, развиваемая спаренной установкой, составляла 220 л. с. при 3400 об/мин.

В состав трансмиссии M24 входили:
две установленные на двигателях гидромуфты;
две автоматические четырёхскоростные коробки передач;
два карданных вала;
механический трёхскоростной (две передачи + задний ход) синхронизированный редуктор, соединявший потоки мощности от обоих двигателей;
двухступенчатый дифференциал;
однорядные бортовые передачи с двухдисковыми фрикционами сухого трения.

Органы управления танком — дублированные, управлять машиной мог как механик-водитель, так и помощник водителя.

Ходовая часть

Ходовая часть M24 состояла, с каждого борта, из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 648 мм, трёх необрезиненных поддерживающих катков, ленивца и расположенного спереди ведущего колеса. Подвеска опорных катков, скопированная с САУ M18 — индивидуальная, торсионная, 1, 2, 4 и 5-й катки оборудованы также амортизаторами.

Гусеницы — стальные, обрезиненные, одногребневые, цевочного зацепления, каждая из 75 траков с шагом в 140 мм. На M24 применялись два типа гусениц: T72 и T72E1, шириной 406 мм, и T85, шириной 419 мм. На гусеницы модели T72E1 могли также устанавливаться дополнительные стальные пластины, увеличивавшие её ширину до 711 мм.

Эксплуатация и боевое применение

Войска США
 


Хотя армейским командованием планировалось отправить в Европу новые лёгкие танки уже к августу 1944 года, на практике, из-за технических сложностей, первые M24 прибыли на Европейский театр военных действий только к началу декабря. Первым подразделением, перешедшим с безнадёжно устаревших M5 на новую технику, должен был стать 744-й лёгкий танковый батальон, которому 8 декабря были отправлены первые 20 прибывших в Европу танков. Однако ещё до прибытия танков в эту часть две из числа отправленных машин оказались в 740-м танковом батальоне. По разным данным, произошло это в результате ошибки снабжения или же представители 740-го батальона попросту реквизировали эти две машины, на что они имели право ввиду особых обстоятельств. Эти два танка и стали первыми M24, применёнными в боевых условиях 20 декабря 1944 года, поблизости от Ремушама.

Оставшиеся 18 танков прибыли в 744-й танковый батальон 24 декабря, а к 15 февраля 1945 года батальон был полностью переведён на новую технику. Танк был найден довольно простым в освоении, поскольку имел схожую с M5 двигательную установку и практически идентичное M4 орудие. Из-за непривычного вида M24, с его приземистым силуэтом, большими углами наклона брони и индивидуальной торсионной подвеской, неоднократно принимался американскими солдатами за германский танк «Пантера». Чтобы избежать этого, в войсках была запущена специальная программа ознакомления с новыми танками, в ходе которой они получили прозвище «Пантерята» (англ. «Panther Pups»).

Впервые в заметных количествах M24 были использованы в ходе операции «Граната» в феврале 1945 года. В целом новый танк получил в войсках положительные оценки. В рапортах из войск отмечались хорошая скорость, маневренность и проходимость, надёжность и удобство в эксплуатации. В то же время боевые качества танка оценивались отнюдь не столь высоко. Тонкая броня практически не давала экипажу защиты от любого германского противотанкового оружия (впрочем, почти все другие британские и американские танки того времени были в этом отношении немногим лучше), 75-мм пушка также не позволяла сколько-нибудь на равных бороться даже со средними германскими танками. Недостаточным был найден и боекомплект M24. Размещение 12,7-мм пулемёта на крыше башни было тоже признано неудачным, поскольку в роли зенитного он практически не применялся, а использование его против пехоты подвергало стрелка значительной опасности. Часть этих недостатков в 744-м танковом батальоне пытались устранить своими силами. Днище танка было усилено дополнительными бронелистами, чтобы защитить экипаж от противотанковых мин, были также переделаны укладки для боекомплекта, чтобы увеличить их вместимость.


В дальнейшем, по мере дальнейшего поступления M24 в Европу, приоритет в перевооружении новой техникой был отдан разведывательным частям в составе кавалерийских эскадронов. Лишь после полного их перехода на новую технику M24 начали отправлять и в другие подразделения. В составе разведывательных частей танк также получил самые положительные оценки Некоторые командиры даже отдавали ему предпочтение перед средним M4, поскольку M24 почти всем параметрам соответствовал M4 с 75-мм пушкой или превосходил его, а более мощное бронирование среднего танка также не давало от германской противотанковой артиллерии почти никакой защиты.

Несмотря на значительные объёмы поставок нового танка, до окончания боевых действий в Европе в мае 1945 года, M24 всё ещё не успел сменить M5. На начало мая в составе боевых частей имелось всего 1163 M24, что составляло лишь 34 % от всех лёгких танков в войсках США на этом ТВД. На других фронтах, имевших меньший приоритет в перевооружении новой техникой, ситуация была ещё хуже. В Италию первые M24 прибыли лишь в январе 1945 года, и в сколько-нибудь значительных количествах использовались только с марта того же года. На Тихоокеанский же ТВД M24 так и не поступили до окончания войны.

Поставки по программе ленд-лиза

Объёмы поставок M24 в другие страны по программе ленд-лиза были невелики. Причиной этому был как поздний запуск танка в производство, так и крайняя необходимость для США в перевооружении собственных частей. Единственной страной, получившей его в значительных количествах, стала Великобритания, получившая, по разным данным, от 289 до 302 танков. Хотя первые M24 прибыли в Великобританию ещё в 1944 году, в боевые части они попали только к апрелю 1945 года и их использование было ограниченным.

В другие страны во время войны M24 в сколько-нибудь значительных количествах не поставлялись. Два танка были поставлены в СССР для оценки, но слишком поздно для начала массовых поставок, ещё один танк был британцами передан для испытаний канадским войскам. Вопрос о поставке M24 французским частям также поднимался, но был отклонён из-за нехватки M24.


Войска США

После окончания Второй мировой войны, M24 стал стандартным лёгким танком войск США, в то время как все более ранние машины были сняты с вооружения в процессе массовой демобилизации. Уже к концу 1940-х годов число M24 в действующей армии начало постепенно сокращаться, однако значительное их количество оставалось на вооружении вплоть до 1950-х годов. Так, в 1949 году в составе армии всё ещё насчитывалось 3833 M24. Сравнительно лёгкие, подвижные и надёжные M24 использовались для вооружения оккупационных частей, в частности, в Японии, где четыре вооружённые ими роты составляли весь танковый контингент, поскольку дороги и мосты Японии не были рассчитаны на более тяжёлую технику.

Корейская война


M24 стали первыми танками США, использованными в Корейской войне. К началу наступления северокорейских войск, войска Южной Кореи были недостаточно вооружены и экипированы. Вдобавок, южнокорейская армия не обладала эффективным противотанковым вооружением, а её бронетанковые войска состояли лишь из 27 бронеавтомобилей M8 «Грейхаунд». В этих условиях США пришлось спешно перебрасывать в Корею все возможные силы, чтобы хоть как-то замедлить продвижение северокорейской армии. Единственными танками США, находившимися в том регионе, были M24, состоявшие на вооружении дислоцированных в Японии оккупационных частей, которые и были срочно направлены в Корею.

Однако прибытие M24 не смогло серьёзно повлиять на ситуацию. Первое же сражение танков Корейской войны, произошедшее 10 июля 1950 года, в котором группа M24 сошлась в бою с несколькими Т-34-85, составлявшими основу северокорейских танковых сил, выявило неспособность M24 сколько-нибудь на равных бороться с советскими танками, хотя в том бою M24 и удалось уничтожить один Т-34-85 ценой потери двух машин. Выяснилось, что 75-мм пушка почти полностью неэффективна против лобовой брони Т-34-85, в то время как 85-мм пушки последних пробивали тонкую броню M24 практически на любой дистанции прицельной стрельбы. Вдобавок, M24 оказались уязвимы даже для 14,5-мм противотанковых ружей советского производства, имевшихся на вооружении северокорейской армии. Всё это привело к деморализации вооружённых M24 танковых частей и в дальнейшем их действия были крайне осторожными, но несмотря на это, уже к августу того же года большая часть прибывших из Японии M24 оказалась уничтожена. Тем не менее, M24 продолжали использоваться в этой роли вплоть до прибытия в начале августа 1950 года более боеспособных «Шерманов» и «Першингов» и их вступления в бой во второй половине того же месяца.

После прибытия полноценных средних танков, лёгкие M24 были наконец переведены на роль вспомогательных и разведывательных танков, для которой они и были предназначены. Три M24 находились в каждой разведывательной роте. В таком качестве M24 продолжали использоваться в Корее вплоть до 1953 года.

Конец истории M24 в войсках США положил принятый в 1951 году на вооружение более современный лёгкий танк M41 «Уокер Бульдог», представлявший по сути увеличенный M24, но вооружённый значительно более мощным орудием. С его появлением завоевавшие себе в войсках не лучшую репутацию в Корейской войне M24 были полностью сняты с вооружения к 1953 году и стали активно поставляться на экспорт.


Индокитайская война


Первые французские M24 прибыли в Индокитай в конце 1950 года, сменив устаревшие лёгкие M3/M5 «Стюарт», а также средние M4 «Шерман». C 1951 года M24 составляли основу французских бронетанковых подразделений в регионе. Использование бронетехники в Индокитайской войне носило ограниченный характер, вследствие крайне плохого состояния дорожной сети, в сочетании с партизанской тактикой Вьетминя. Танки использовались, как правило, лишь для охраны конвоев либо обороны гарнизонов и населённых пунктов. В этих условиях появление надёжных и высокомобильных M24 значительно повысило боеспособность французских бронетанковых сил. M24 получили во французских войсках прозвище «Бизон» (фр. Bison). Они использовались, хотя и в ограниченных количествах, в боях второй половины войны, в частности, в решающей битве при Дьенбьенфу, где сравнительно малая масса M24 позволила доставить их в район боевых действий воздушным путём, в частично разобранном виде. Десять доставленных к Дьенбьенфу M24 (маршевый эскадрон из состава 1-го конно-егерского полка) использовались вплоть до капитуляции гарнизона, танки неоднократно повреждались и ремонтировались вновь; окончательно вышедшие из строя M24 превращались в долговременные огневые точки.



Вьетнамская война

Французы до вывода своих войск из Индокитая передали значительное число M24 армиям Южного Вьетнама и Лаоса. Несколько захваченных при Дьенбьенфу боеспособных M24 достались также частям Вьетминя, но ими они использовались лишь в учебных и пропагандистских целях. До 1956 года южновьетнамские части использовали бронетанковую технику ограниченно, как по причине сильного её износа, так и из-за низкого уровня подготовки экипажей. Несколько улучшилась ситуация лишь с появлением в Южном Вьетнаме военных советников США, однако и после этого уровень боевой подготовки южновьетнамских частей продолжал оставаться невысок. С середины 1960-х годов M24 в составе бронетанкового корпуса Южного Вьетнама постепенно начали заменяться поставлявшимися из США танками M41 «Уокер Бульдог», поэтому к началу активизации боевых действий их число было уже сравнительно незначительным. Тем не менее, M24 продолжали оставаться на вооружении южновьетнамских частей ещё как минимум до 1972 года и применялись, в частности, в ходе отражения Тетского наступления 1968 года.

Классификация лёгкий танк
Боевая масса, т 18,3
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел. 4—5
История
Годы производства 1944—1945
Количество выпущенных, шт. 4731
Основные операторы  
Размеры
Длина корпуса, мм 5029
Длина с пушкой вперёд, мм 5563
Ширина корпуса, мм 2997
Высота, мм 2769
Клиренс, мм 460
Бронирование
Тип брони стальная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 25 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 25 / 45°
Борт корпуса, мм/град. 19—25 / 12°
Корма корпуса (верх), мм/град. 19 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 19 / 42°
Днище, мм 10—13
Крыша корпуса, мм 13 / 77—90°
Лоб башни, мм/град. 38 / 0—60°
Маска орудия, мм/град. 38 / 0—60°
Борт башни, мм/град. 25 / 20—25°
Корма башни, мм/град. 25 / 0°
Крыша башни, мм 13 / 68—90°
Вооружение
Калибр и марка пушки 75-мм M6
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 37,5
Боекомплект пушки 48
Углы ВН, град. −10…+15°
Прицелы M71G, M4A1, M38A2
Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4
Подвижность
Тип двигателя спаренные V-образные 8-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 2 × 110
Скорость по шоссе, км/ч 56
Запас хода по шоссе, км 160
Удельная мощность, л. с./т 10,9
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,79
Преодолеваемый подъём, град. 35°
Преодолеваемая стенка, м 0,9
Преодолеваемый ров, м 2,4
Преодолеваемый брод, м 1,0





Категория: Лёгкие танки | Добавил: ucoz (22.11.2011)
Просмотров: 782 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz
    МАТЕРИАЛ ЧАСТИЧНО ВЗЯТ И ПЕРЕВЕДЕН С wikipedia.org