История первых плавающих танков фирмы Vickers оказалась чрезвычайно коротка. В сентябре 1931 г. по заказу британской армии были построены два опытных образца танков-амфибий, получивших обозначение А4Е11 и А4Е12. Внешне они были практически идентичны, различаясь только конструкцией гребных валов и рулей. Базой для их создания послужил трактор Vickers-Carden-Lloyd (VCL), спроектированный в 1929 г. и закупленный армией в количестве трех экземпляров. Первоначально его не планировали использовать в чисто военных целях, однако ходовая часть и трактора позволяла без труда установить бронированную коробку и вооружение, что и было сделано. Корпус получился несколько грубоватым, хотя инженеры стремились в первую очередь обеспечить танку максимальную плавучесть. По бортам располагались специальные коробкообразные поплавки. Боевое отделение, сдвинутое назад, было рассчитано на одного человека. Вооружались танки одним 7,7-мм пулеметом.
Испытания обеих плавающих танков (номера A4E11 - T985 MT 9779 и A4E12 - T986 MT 9780) проходили вполне успешно, но интерес к ним со стороны британской армии быстро угас. Тогда фирма Vickers предложила А4Е12 для экспортных поставок, надеясь, что танки-амфибии найдут себе применение в других странах. Тем не менее, крупносерийное производство А4Е12 так и не было налажено. Самую большую партию из 29 машин закупило гоминьдановское правительство Китая. Из этих танков создали 1-й танковый батальон. До начала войны с Японией А4Е12 использовались большую часть времени в качестве учебных, так как уже в 1936 г. им на смену поступили легкие танки Vickers 6-tonn Type A. Впоследствии они приняли участие в боях с японцами в 1937-1938 гг. По два танка было отправлено в Голландию (для нужд колониальных войск) и в Сиам. Ещё один А4Е12 для оценочных испытаний передали Финляндии, однако вскоре этот танк был возвращен обратно. Причиной возврата, а также отказов от дальнейших поставок, послужили невысокие ходовые данные плавающих танков, а также недостаточное бронирование и откровенно слабое вооружение. К такому же выводу пришли и советские специалисты, одновременно с англичанами разработавшими свой вариант плавающего танка на шасси трактора VCL, один образец которого был закуплен в 1931 г. Как и следовало ожидать советский Т-33 "Селезень” и британский А4Е12 оказались весьма похожи. Они имели примерно равные характеристики, что позволило в 1933 г. дать заключение о желательности серийной постройки небольшой серии Т-33. Впрочем, этот план оказался не реализованным. Советский плавающий танк, помимо вышеперечисленных недостатков, унаследованных от своего заграничного аналога, имел большое количество конструктивных недоработок, на устранение которых понадобилось был много времени. Вместо Т-33 в серийное производство в 1933 г. был запущен его наследник – Т-37А.
|